На второй день семинара мы закончили анализировать «Ромео и Джульетту» по Гегелю. Ни к какому выводу не пришли. То есть, не ответили на поставленный в начале вопрос: в чем трагический конфликт пьесы и его актуальность? Зато узнали, что Гегель считал главной задаче такой формы социального существования, как семья, заботу о мертвых. Заодно выяснили, что любовь - это хотеть, чтобы хотели тебя, то есть, желать чужое желание. (Привет от Дерриды, оказавшегося в материалах к семинару.)
Ответы на оставшиеся вопросы профессор Коттман дал по ходу одноименной с семинаром лекции. Очень краткий конспект:
В начале пьесы Ромео и Джульетта едва осознают себя как существ, наделенных сексуальными желаниями. Встретив друг друга, они не удовлетворяются тем, что дает плотская любовь. Уже отсюда - из поиска другого удовлетворения - возникает драматизм.
Чего Ромео и Джульетта хотят друг от друга? Убивая себя, они разрушают схему неизбежной жизненной дуэли, о которой говорит Деррида: один влюбленный неизбежно переживает другого, пусть даже на долю секунды. Ромео и Джульетта не хотят погибнуть вследствие этого закона, вследствие внешней необходимости, они хотят быть свободными, поэтому они бросают вызов звездам и сами решают, когда и как им умереть.
Уже в знаменитой сцене на балконе влюбленных разлучают не внешние обстоятельства, а их собственное решение. Ведь Ромео уходит раньше, чем кто-то его обнаруживает. То же происходит и в сцене прощания после первой брачной ночи.
Притворяясь мертвой, Джульетта старается расстаться с семьей, не испортив с ней отношений и не погибнув. И она, и Ромео - хорошие дети, уважающие родителей. Но стать по-настоящему свободным в обществе невозможно, поэтому свободным выбором становится смерть.
Смерть - непременное условие любви и любых других отношений. Но разлука таким условием не является, она способ поддержания любовной связи. Ромео и Джульетта прощаются и оказываются в разлуке в силу внутренней потребности, а не внешних обстоятельств. В силу той же внутренней потребности они кончают с собой, не желая делать смерть поводом для смиренного страдания. Они погибают, будучи почти что счастливыми.
Интересно, что к такому же выводу о том, что трагический конфликт пьесы - в свободном выборе влюбленных покончить с собой, чтобы освободиться о власти внешних обстоятельств, приходит и наш зав. кафедрой зарубежного искусства профессор В.И. Максимов. (Правда, несколько другим путем.) Он называет пьесу »Ромео и Джульетта» трагедией познания.
Мне эта идея свободного выбора Ромео и Джульетты пока что кажется не совсем соответствующей пьесе. Потому что герои не думают и не рефлексируют, тем более о поледствиях своих действий: они слепо повинуются любви, это стихии, ставшей для них судьбой. Буду еще перечитывать пятый акт и думать. Вы, кстати, что думаете по этому поводу?
Из забавного:
- Тристан и Изольда выпили афродизиак, эдакую виагру.
- Сцена на балконе - скайп с одной камерой.
- Тарантино кровав, как и Шекспир.
Оригинал записи. Вы можете оставить комментарий здесь или
по ссылке.