Leave a comment

gignomai May 17 2012, 20:35:06 UTC
Спасибо большое за статью.
Остался вопрос: а если оставить "за скобками" "инструментальное" отношение к православию и антизападнический пафос, то к самому "богословию личности" Вы как относитесь? Я богословски невежествен, но - в меру того, что удается схватить - очень оно мне близко.

Reply

mondios May 18 2012, 04:58:26 UTC
Мне сложно говорить абстрактно. Понятие "личность" я принимаю и не отвергаю. У средневековых авторов, для которых личность была субстанцией разумной природы, это понятие имело свой смысл: посредством него подчёркивалось достоинство человека и определялось его место в иерархии бытия. Но современное "богословие личности" как оно изложено в работах его главных православных представителей (Лосского, Зизиуласа, Яннараса), я считаю богословски несостоятельной теорией, которая ведёт к ошибочным и тенденциозным интерпретациям древних и средневековых авторов (у Мейендорфа и большого числа его последователей), а также становится основной собственного учения, далёкого от богословия Церкви (у Яннараса и Лосева).

Reply

gignomai May 18 2012, 07:54:43 UTC
Спасибо за ответ. Увы :), но я некогда был "ушиблен" в этом отношении В.Лосским, и у меня до сих пор "отдается" в душе эта оппозиция: личность, лицо, ипостась - сущность. Философско-богословского инструментария чтобы разобраться основательно не хватает, но "сочувствие" осталось. И Яннарас в этой части его вновь оживил.
Извините, еще обременю вопросом. В свое время я пытался обсуждать эту тему у себя в жж, привлек к обсуждению и людей, более чем я, оснащенных, но к ясности не пришел. Не подскажете ли, где можно найти основательный критический разбо "богословия личности"?

Reply

mondios May 21 2012, 19:19:52 UTC
На русском языке я не встречал "основательного критического разбора" богословия личности. Есть статья Ю. Шичалина в Вестнике ПСТГУ, но она очень общая. Действительно серьёзная критика была на греческом языке: там существует целая история полемики вокруг "богословия личности". Но практически вся полемика велась в связи с работами митр. Иоанна Зизиуласа (и частично Яннараса) и не затрагивала русских персоналистов.
Лучшим критическим обзором я бы назвал главу из книги С. Рамфоса "Взыскание Единого".
Есть вот тут:
http://www.antifono.gr/portal/Πρόσωπα/Ράμφος-Στέλιος/-mainmenu-174/2412-από-το-προσωπείο-εις-το-πρόσωπο.html

Reply

gignomai May 21 2012, 19:22:51 UTC
Благодарю. Но, увы, греческий пока не успел осилить.

Reply


Leave a comment

Up