Manga of the Week -- 36

May 13, 2012 21:17

Кимба, Осаму Тэдзука. Немецкий вариант. Кстати, даже на мангаапдейтсах почему-то немецкая обложка Кимбы.
Первая серьезная веха в творчестве Тэдзуки. Кимба стал его первой многотомной мангой, которая регулярно выходила в журнале "Манга Сёнэн". Причем манга выходила почти четыре года, с 1950 по 1954. А растянулось всё так, не потому что Тэдзука был таким ленивым, а потому что параллельно еще рисовал с десяток разных проектов.





Манга бесспорно рассчитана на детскую аудиторию. Поэтому сэнсэй внес в неё и некоторые образовательные элементы: немного фактов об Африке и даже теорию немецкого геолога Альфреда Вегнера о протоконтиненте Пангея.




Сюжет вкратце такой: львенка Кимбу, который со временем должен был стать царем зверей, забирают в Америку, где он и проводит свое детство. Но долг зовет, и Кимба возвращается в Африку и начинает руководить. Ну а дальше идут тяжелые и трудовые будни руководителя царя зверей.
Лично меня до глубины души поразило то, что под руководством Кимбы звери начинают заимствовать человеческий образ жизни: вырубают леса, мостят дороги, организовывают столовые, строят дворцы. Сейчас такое надругательство над природой и зверушками особых восторгов не вызывает, но, видать, в 50-е всё воспринималось чуть по-другому, и Кимба оказался мудрым и добрым царем.




С графикой в Кимбе всё страндартно. Тут уж ни прибавить, ни убавить. Хотя, возможно, еще заметно сильное влияние Диснея и американских мультиков. Ну а вот такие небольшие находки, когда персонаж пробивает балки сразу нескольких кадров,  радуют до сих пор.
В манге многие персонажи нарисованы карикатурно, но больше всех не повезло местным аборигенам: они получились совсем уж карикатурными-прекарикатурными. Но опять же, на дворе были 50-е, и Тэдзука мог без зазрения совести рисовать негров именно так.




Зато когда иностранные издатели стали печатать Тэдзуку спустя полвека, то от таких изображений черных людей у них начал нервно дергаться глазик. Поэтому в немецком издании в конце каждого тома идет целая страница текста, где подробно объясняется, что манга рисовалась очень давно, что Тэдзука не расист, что смешные черные человечки -- это всего лишь смешные черные человечки и не надо искать черную кошку в черной комнате.




Еще по ходу чтения бросилось в глаза, что на большинстве страниц раскадровка идет в четыре полосы и страницы получаются чрезвычайно насыщенными. В современной манге, мне кажется, в основном ограничиваются тремя полосами.

И вот опять Тэдзука экспериментирует с границами кадров.




Ну а самое интересное в Кимбе -- это послесловие самого Тэдзуки:
Примерно половина оригинального арта по Кимбе было утеряно. Произошло это так: Тэдзука со своей студией "Муси продакшн" готовился к запуску аниме по Кимбе. Все сотрудники, чтобы потренироваться в рисовании персонажей, расхватали имеющиеся в студии томики Кимбы. А одному сотруднику книжки не хватило, и он взял часть оригиналов. (Говорю ж, 50-е... проще люди жили в то время). Тэдзука терпеливо ждал, но оригиналы так и не возвращались. Когда начали разбираться, выяснилось, что сотрудник, забравший оригиналы, погиб, квартиру от всех его вещей уже освободили. Оригиналы так и не нашлись. Поэтому, когда пришло время в очередной раз переиздавать Кимбу, Тэдзука практически заново отрисовал половину манги.
Всего было издано около десятка различных версий Кимбы. Причем менялся не только физический формат книги, менялось всё: сюжетные ходы, добавлялись и убирались персонажи, местами полностью переписывался текст. Так что даже сам Тэдзука не знает, какое издание Кимбы получилось самым лучшим. Кстати, современное издание Кимбы, которое как раз и лицензировано немцами, практически ничего общего не имеет с первым изданием, вышедшем в 1950. Тут, конечно, еще сыграло роль то, что изначально Кимба рисовался под квадратный формат.

Оригинальный арт.



Страницы из оригинального издания. В современном издании от этих страниц остались только некоторые кадры, причем скомпонованы эти кадры уже совсем по-другому.



motw, manga, osamu tezuka

Previous post Next post
Up