В удивительной и прекрасной Абхазии множество природных и рукотворных чудес, довелось нам побывать в уникальном месте во время нашей экскурсии в Абхазию. О существовании этого села узнали только в автобусе на середине дороги.
Село Лыхны имело все привилегии древней столицы Абхазии в 19 веке во времена правительства великого князя. В селе часто устраивались праздненства и гуляния. Рядом с уникальным храмом (речь о котором пойдет чуть позже) князь рода Чачба выстроил дворец, от которого к концу века останутся только руины (туда водят туристов)...
Храм Успения Божией Матери - единственный храм в стране, которого не коснулись руки "разбойников". Изначально выстроенный в 10-11 веках, он до сих пор стоит нетронутый и непеределанный. В нем до сих пор идут службы. В самом храме находятся 2 усыпальницы князей Чачба-Шервашидзе - Сафарбея и Георгия. Во времена правления последнего Абхазия перешла во владение Российской Империи.
Учитывая красоту здешних гор, невероятную чистоту воздуха и благоухание лесов, сложно найти место, более подходящее для постройки святилищ, соборов, церквей и прочих богоугодных сооружений. Посёлок Лыхны - малая родина упомянутого храма, и надо сказать, что выглядит средневековая постройка очень необычно для этого региона. Храм в селе Лыхны богат своей историей и внешне довольно сильно отличается от прочих церквей Абхазии.
Вообще само село очень богатое, что-то похожее на нашу Рублевку, тут стоят такие виллы, что позавидуют даже в России.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Абхазии относится к православной конфессии. Его постройка датируется 10-11-м веками нашей эры, но точная дата не установлена. Церковь в селе Лыхны относится к Гудаутскому району. Её давным-давно (и не безосновательно) включили в список национального наследия. Примечательно, что на стенах собора сохранились старинные византийские фрески 14-го века.
Деревня Лыхны в Абхазии заинтересовала учёных еще во времена, когда называлась Сук-Су, а именно в 1848 году. Вернее, интерес представлял не сам населённый пункт, а старинный храм, впервые изученный французом Марием Броссе. Очевидно, что наиболее ценными в православной абхазской церкви считаются древние фрески. К слову, сохранились орнаменты даже 10-11 веков, то есть времен возведения храма. Но лучше всего можно рассмотреть фрески 14-го столетия, украшающие стены и своды апсид.
Примечательно, что яркие краски, с помощью которых они были созданы, до сих пор чудесным образом сохранили практически первозданную сочность. Интересен и способ изображения фигур - они представлены в несколько необычном, вытянутом виде. На стенах и в альковах можно лицезреть изображения Иисуса Христа, апостола Фомы, Иоанна Предтечи и прочих святых мучеников. Имеется и чудотворная икона в церкви Лыхны - это композиция Успения Пресвятой Богородицы. Она изображена вместе со святыми ангелами.
Лыхнинская поляна - знаковое место, вблизи которого построен храм. Он действительно не похож на остальные церкви республики. Во-первых, храм в деревне Лыхны обладает совершенно оригинальным куполом - низким, небольшим, защищённым скатной кровлей. Материал постройки церкви - светлый пепельный камень, добротно обработанный и очищенный, скрепленный известковым раствором. Фото храма Лыхны демонстрирует зрителям довольно лаконичное сооружение, выстроенное в виде строгого прямоугольного креста, с арочными окнами и тремя внушительными апсидами. Между прочим, это единственная церковь в Абхазии, на крыше которой сохранилась черепица, используемая ещё во времена возведения сооружения.
О постройке храма известно очень мало. Поговаривают, что он появился на месте древнего святилища, как многие церкви Абхазии, но прямых доказательств этому нет. Поразительно, но упомянутый выше французский исследователь Броссе обнаружил на стенах церкви средневековые надписи на греческом и грузинском языках, одна из которых повествует о комете Галлея, замеченной астрономами в 1066 году. Правда, описание этого знаменательного события, не имеет ничего общего с наукой: хвостатую спутницу посчитали звездой, увенчанной нимбом, о чём и было засвидетельствовано на ветхих стенах церкви. Тогда в древнем краю правил Баграт IV - грозный царь Грузии.
Также в храме деревни Лыхны находится ещё одна знаковая достопримечательность - кенотафия князя Сафар-бея из рода Чачба. Это был незаконнорожденный сын Келеш Ахмед-бея, прославившийся горячей просьбой к российскому императору о защите Абхазии. Грузинский князь Сафар-бей со временем принял православие и стал зваться Георгий. Его мощи перенесли в стены храма из Сухумской крепости. Отношение абхазов к этой личности неоднозначное, но, тем не менее, память князя увековечена должным образом.
Что сейчас представляет собой Лыхненский храм? Самое интересное, что он действует и по сей день, причём работа собора не останавливалась даже в советское время. Это само по себе является уникальным явлением для церквей Абхазии и не только.
В 19-м веке Николай II распорядился сделать из церкви в деревне Лыхны мужской монастырь и обитель священников. В связи с этим чуть позже собору была подарена икона Богоматери Знамение. В храме Лыхны - она особенно почитаема.
А что до инфраструктуры - присутствует ли она здесь? Минимальная - да. Для гостей церкви рядом организована парковка, небольшое кафе, где можно поесть, а также сувенирная лавка. Естественно рядом продают вино и все остальное, чем знаменита Абхазия, вино в том числе.
Село названо так, как вы уже наверное догадались, в честь знаменитого вина!
Поговаривают, правда, что вино - это бывшая советская «Изабелла» (слухи). Тем более, что и делают «Лыхны» из винограда сорта Изабелла. Пробовал его лет пять (а то и все семь!!) назад. Понравилось, но хватает на пару бокалов, несмотря на тосты и уговоры, - тяжесть какую-то даёт...
С вином, кстати, в Абхазии занятно. Сами аборигены, конечно, превозносят его повсеместно. И столь же повсеместно продают. В связи с чем порой возникает вопрос: а откуда столько вина?
Тут маленькая история. В течение экскурсии наш автобус вели два брата абхаза(был еще и третий, но он просто сидел + сам экскурсовод), они сменяли друг друга. Оба из Сочи, кстати говоря. Мне удалось за перекурами с ними пообщаться.
Один вдумчивый и предупредительный. Рассказывает обстоятельно. С удовольствием внимает собеседникам, попутно наматывая услышанную информацию себе в память.
Второй - балагур и восторженный враль. Вроде в приподнятом настроении, но почему-то от его веселья всё время возникает ощущение фальши. Как и от его слов. Не даёт высказаться, а если что и слышит, то пытается оспорить, соглашаясь лишь совсем в очевидных случаях. Стараясь при том оставить последнее «может быть» за собой.
И вот о втором. Он-то и поведал удивительную (в плане выдумок) байку. Попутно восторгаясь жизнью в Абхазии.
И земля-то тут, говорит, плодородная. Палку воткнёшь, она прорастает. Да по два-три урожая в год. И народ-то тут, продолжает, богатый. Обычная бабушка с торговли всяким имеет не менее 20 тысяч рублей ежедневно! Тут я позволил себе усомниться, спросив для начала, почему сей уважаемый муж живёт в Сочи, а не в этом благодатном крае. Извозчик странно повёл очами и повёл хвалебную песнь далее.
У каждого абхаза де - машина, куры, корова и вообще куча живности. Но главное, у всех поимённо по винограднику. В год каждое хозяйство запасает несколько тонн вина. И уточнил даже - пять!
Это легко проверить. В год изабелла даёт ~50ц/га. На литр вина идёт килограмм-полтора. То есть, именно 5 тонн с гектара. Владеют ли домохозяйства по гектару лозы на дом?
Но все расчёты меняются, когда в дело вступает второй водитель. Он усмехнулся словам коллеги, но впрямую опровергать не стал. Уточнил лишь, что с молдавской (а в последние годы и с аргентинской) заграницы привозят бессчётные цистерны виноматериала. Не премиального, естественно, качества. И это - не считая продукции из порошка и спирта.
Да и своё вино, мягко добавил первый шофёр, многие абхазы изготавливают не всегда по технологии. Так как изабелла весьма низкосортный виноград, он даёт ненасыщенное и недостаточно сладкое вино. Оттого отдельные виноделы добавляют туда сахар. Причём, свекольный. Что есть нонсенс и тлен.
Виноградинкой на пробке стала история о том, что местные, отличаясь ммм... склонностью к преувеличению, назвали один из сортов хванчкара и выдают субстанцию из него за легендарное вино, которое пил сам Сталин!
Правда это пожалуй самый известный миф. Иосиф Виссарионович вкушал в медицинских дозах грузинский коньяк «Энисели». А также потреблял домашние сухие красные и белые вина, закупаемые ГУО МГБ у колхозников братьев Немцецверидзе.
Причём, для, так сказать, чистоты эксперимента - ну, чтобы никто не мог потом хвастаться вино приобретали безличным способом, на торговую организацию. И сами производители вина не знали, к чьему столу будет подан их продукт.
Также, есть основания утверждать, что Сталин вообще никогда не пил абхазские вина! Тогда как его соратник, например, осторожный и продуманный Анастас Микоян - обожал «Псоу», «Букет Абхазии» и искомое «Лыхны». Ладно, отвлеклись...
Реставрация в Лыхны - еще одна знаковая веха в развитии храма, которую сопровождает определенная доля мистики. Например, многие задумываются, почему над храмом расположены своды, а сбоку его поддерживают опоры? Множество раз архитекторы пытались приступить к реставрации собора Лыхны, но различные причины, особенно природного характера, не позволяли провести ремонтные работы. То нагрянут затяжные дожди, то примчатся студеные ветра, а иногда на пути реставраторов становились болезни архитекторов и даже гибель рабочих.
В итоге было принято вынужденное решение о том, что храм «не желает» обновляться, поэтому архитекторы пошли по пути наименьшего сопротивления, соорудив опоры и крышу для защиты от неизбежных атмосферных воздействий. На данный момент - это единственный реальный способ спасения уникального Лыхненского храма, ведь даже без должного ремонта он не разрушился и вот уже более тысячелетия услаждает взоры пришедших в эти заповедные места своей нетронутой, старинной фактурой.
Село Лыхны, в прошлом часто меняющее своё название, находится, как уже говорилось, в Гудаутском районе Абхазии. Оно раскинулась всего 5 км от районного центра под названием Гудаута. На этот населенный пункт и следует ориентироваться во время поездки. Сразу за Гудаутским вокзалом виден поворот. Примерно спустя полчаса, пройдя 4 км, туристы выйдут на поляну Лыхнашта, а там и до храма рукой подать.
Считается, что возраст деревни составляет полторы тысячи лет. Помимо храма Лыхны с чудотворной иконой Богородицы, когда-то здесь был дворец князей Чачба, ныне разрушенный почти до основания. Живописные развалины также являются достопримечательностями края. Усыпальница с прахом Георгия Чачбы - губернатора Тифлиса, располагается в Лыхненском храме. Этот уважаемый человек стоял у истоков вхождения Абхазии в состав Российской империи.
И самое главное - абхазское святилище Лых-ныка. Это одна из семи молелен, где проводятся обряды с традиционным закрыванием емкостей с вином и прочие ритуалы. Кстати, святилище находится непосредственно в границах территории храма Лыхны. Так, причудливым образом в Абхазии сочетаются православие и более древние, языческие верования этого славного народа. Наличие святилища также лишний раз подтверждает версию о том, что храм построен здесь не просто так, а на месте более раннего молитвенного жертвенника.
На поляне Лыхнашта, где виднеются останки раннехристианского храма 7-го века - ещё одной архитектурной памятки Абхазии, по традиции, проводится красочный праздник урожая. Это событие происходит ежегодно в октябре месяце.
В деревню Лыхны стоит приехать хотя бы потому, что места, выбираемые для возведения святилищ, всегда отличались энергетической чистотой. Следовательно, путникам здесь рада сама абхазская земля, дарящая духовную силу и бодрость.
На этом, почти год спустя я подвожу итог нашему путешествию по Краснодарскому краю и Абхазии, спасибо, что читали, надеюсь вам понравилось, подписывайтесь и оставайтесь на связи, скоро новые путешествия.