«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.»
[Ин. 11:25-26]С 8-го по 9-е апреля 2017 по скитам Свято-Троицкой Сергиевой Лавры проходило паломничество «Радонежье», организованное мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией мототуризма России. За два дня странствия по святой земле Радонежья паломники познакомились с историей духовных центров Московского края. Совершая паломничество по земле преподобного Сергия, паломники приобщились к святыням Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря, побывали в храме во имя святой Марии Магдалины и помолились в скитах - Гефсиманском Черниговский, Параклит и Сергиевском. Вспоминая юные годы преподобного Сергия, паломники побывали в Покровском Хотьковом монастыре, где покоятся мощи благочестивых родителей Игумена земли Русской - преподобных Кирилла и Марии, и посетили Радонежское подворье. Завершилось паломничество в день празднования Входа Господня в Иерусалим в православной жемчужине Московского края - Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.
Целью паломничества, проходившего при поддержке братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и паломнического центра Ново-Иерусалимского монастыря, было приобщение православных к отечественным историческим ценностям, знакомству с родными святынями, которые во все времена были духовным ориентиром русского общества. Сегодня эти обители служат утешительным пристанищем в бурном житейском море не только для проживающих в них монашествующих, но и для всех тех, кто с чистым сердцем их посещает.
700 лет прошло с рождения великого русского святого - преподобного Сергия Радонежского. Его имя стало синонимом русской духовности, символом русского исторического Пути. Радонежский край много столетий назад посетила Своим небесным явлением Пресвятая Богородица. Теперь Радонежье имеет множество святых обителей - скитов и подворий, относящихся к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Изо дня в день в места, отмеченные славой великого Радонежского Чудотворца и его учеников, со всей концов света приходят православные, чтобы через молитвенное заступничество Игумена земли Русской испросить у Всевышнего Милости.
Быстротечен был земной век преподобного Сергия, но то, что за это время великий Божий угодник сделал для страны и всего христианского люда, невозможно измерить человеческою мерой. Кроткий, смиренный старец, не желавший ничего для себя, кроме как всю свою жизнь провести в молитве и служении Господу Богу, стал Собирателем русских земель. Не мечом булатным, но мечом духовным - Словом Божием - положил начало единения княжеств и рождения Святой Руси, возродил монашескую жизнь, вымолил у Бога помощи для многих страждущих, утешил тысячи скорбящих, рассеял по всей Руси семени веры Христовой.
С точки зрения православного церковного календаря маршрут паломничества получился очень символичным и наполненным духовными смыслами. На 8-го апреля в 2017 году пришлась Лазарева суббота - день, когда Спаситель совершил чудо, воскресив четверодневного Лазаря. И первым местом, которое посетили паломники, стал Спасо-Вифанский монастырь. Нижний предел главного храма обители - Спасо-Преображенского собора - освящен в память о чудесном воскрешении Лазаря.
Именно сюда в субботу, 8 апреля, из Московского Байк-Центра и отправились паломники, чтобы принять участие в Праздничной Божественной Литургии. Когда выезжали из Байк-Центра, еще только светало, по полупустым дорогам до Сергиева Посада добрались быстро. Вошли в храм и на мгновение растерялись - такой он необычный и уникальный. В памяти тут же всплыли библейские сюжеты. Собор создан по образу древней пещеры, всем своим видом напоминающий о храмах первых христиан. Престол верхнего храма, освященного в честь Преображения Господня, устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находятся лестницы, ведущие к северным и южным дверям алтаря верхней церкви. Алтарь нижнего престола находится в искусственной пещере, символизирующей то место, где был погребен праведный Лазарь, и где произошло чудо воскрешения.
Монастырская колокольня и Святые врата
Вифания - город на Святой земле, в котором Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря, чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали, что Христос - есть Сын Божий, пришедший в мир. Евангелие гласит, что когда Иисус находился в Перее, в Вифании тяжко заболел его друг Лазарь. Сестры Лазаря, Мария и Марфа, послали рассказать об этом Спасителю. «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» [Ин. 11:4] и не сразу отправился в дом своего друга, проповедуя еще два дня в том месте, где находился.
Когда Иисус пришел в Вифанию, прошло уже четыре дня со смерти Лазаря. Мафра, выйдя навстречу Христу, сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» [Ин. 11:21-22]. Спаситель ответил ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» [Ин. 11:25-27].
Иисус подошел к пещере, в которой похоронили Лазаря, и повелел отодвинуть камень от входа. «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» [Ин. 11:41-43]. И тотчас по Гласу Спасителя умерший вышел из своего гроба. Тогда многие тогда дивились Силе Всевышнего и уверовали.
Подобно Лавре, начавшейся с крохотной пустыни Радонежского отшельника Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь так же начал свою историю как скит. В 1783 г. знаменитый православный иерарх, священно-архимандрит Лавры Платон (Левшин) (1737 - 1812), тогда еще архиепископ, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры» основал сию обитель.
Начало Спасо-Вифанскому монастырю положило «заручное» распоряжение архиепископа Платона от 13 января 1783 года о построении кладбища для погребения «всякого чина и состояния людям» с пристойной церковью, небольшими кельями и оградой.
Построенная в 1783 - 1787 годах по проектам московского архитектора В. С. Яковлева, под наблюдением его помощника архитектора Н. М. Одоевцева и лаврского служителя, ученика архитектуры С. Болдырева, Вифанская пустынь заняла вершину протяженной гряды между речкой Торгошей с восточной стороны и обширным лаврским прудом - с западной. Густая березовая роща укрывала монастырь от проходившей неподалеку дороги из Посада в Александров, тогда как Вяльковский (позднее Вифанский) пруд и живописная долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой в 1860-х годах прервала насыпь железной дороги.
Памятник митрополиту Московскому и Коломенскому Платону (Левшину) у входа в Спасо-Вифанский монастырь
Согласно замыслу владыки Платона, Вифанская пустынь имела в плане вид прямоугольника. На главной оси - проспекте между святыми и хозяйственными воротами - располагался Спасо-Преображенский собор. К Святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса. В северной части были устроены гостиные кельи. Собор и келейные корпуса занимали западную половину пустыни, восточная половина была отведена под братское кладбище и конный двор.
Одновременно с Преображенским собором в 1786 году были построены монастырская ограда длиной 100 сажен с четырьмя невысокими гранеными башенками по углам и 2-ярусная колокольня над Святыми Вратами. В южной части монастыря для митрополита Платона был устроен двухэтажный деревянный дом. Часть мебели для дома владыки была подарена супругой наследника Павла Петровича великой княгиней Наталией Алексеевной и Г. А. Потёмкиным.
Такой вид получила Вифания в 1787 году, когда завершилось её строительство. В том же году архимандрит Платон был возведен в сан митрополита Московского.
Спустя десять лет после основания обители произошло значимое в ее истории событие - в апреле 1797 года пустынь посетил император Павел I. Обитель произвела на императора большое впечатление, и 1 мая 1797 г. вышел его высочайший указ о возведении Вифанской пустыни в степень штатного монастыря и об учреждении при нем семинарии. Указ объявлял новоучреждённый Спасо-Вифанский монастырь «в соединении» с Лаврой и подчинял его митрополиту Московскому «яко хозяину Вифании». Настоятелем монастыря объявлялся наместник Лавры.
Император так же пожертвовал обители земельные владения - 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю.
Сердцем Вифанской обители стал небольшой каменный собор с двумя престолами: верхним - в честь Преображения Господня, и нижним - в честь Воскрешения праведного Лазаря.
Спасо-Преображенский собор
Митрополит Платон так объяснял идею Спасо-Преображенского собора: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».
«Союз таинственный» нашел наглядное выражение в объединении двух названных выше престолов в одном храме и, особенно, в его необычном внутреннем устройстве, целиком созданном по замыслу митрополита Платона. Небольшой собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и, одновременно, напоминало храмы первых веков христианства. Обращенная к молящимся алтарная стена нижнего Лазаревского храма была выполнена в виде пещеры, так как именно в пещере, по восточному обычаю, был погребен праведный Лазарь.
Над «пещерой» возвышался алтарь верхнего Преображенского храма, устроенный в виде евангельской горы Фавор. Гора была устлана мхом, украшена искусственными цветами и кустарниками, фигурками зверей. Алтарь на вершине горы представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом, увенчанным куполом, - в воспоминание 3 сеней, которые пожелал устроить на месте Преображения апостол Петр. С правой стороны иконостаса в серебряной позолоченной ризе находилась икона Преображения Господня, с левой стороны - список с Купятицкой иконы Божией Матери, над царскими вратами - икона Спаса Эммануила. У северных дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова, пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю.
(фото с сайта
монастыря)
«Фаворская гора» и пещерообразный храм в ее основании давали простым богомольцам наглядное представление о двух событиях Нового Завета, которым и посвящался Спасо-Преображенский собор.
Спасо-Преображенский собор
В Лазаревском храме находился дубовый гроб преподобного Сергия Радонежского, который в 1786 году владыка Платон перенес в Вифанию из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Для гроба по заказу владыки был изготовлен специальный футляр с серебряной крышкой.
При жизни митрополита Платона люди, почтив святыни Лавры, совершали паломничество в Вифанию, чтобы посмотреть на необычное устройство Спасо-Преображенского собора и поклониться гробу Преподобного Сергия в нижнем Лазаревском храме собора.
Глубокой осенью 1812 г., вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. Узнав радостную весть о том, что войска Наполеона покинули столицу, он произнес: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно». В ноябре 1812 г. тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.
После праведной кончины владыки, богомольцы так же стали приходить в обитель, чтобы отслужить панихиду по любимому батюшке и просить его молитвенной помощи. Вера в силу молитв владыки Платона была велика и при его жизни, и по его кончине.
С начала XIX века существование обители стало связано в основном с действующей в ней духовной семинарией.
В XIX веке первоначальный облик Вифанской обители существенно изменился за счет появления новых строений - колокольни, стен и башен. В 30-х годах XIX века была перестроена Лазаревская церковь. С грустью смотрел на изменившуюся обитель святитель Филарет (Дроздов). В 1860-1863 годах на его средства и при помощи щедрых дарований благотворителей началось строительство нового 2-этажного Преображенского собора.
Спокойную жизнь Спасо-Вифанского монастыря нарушили события, последовавшие за октябрем 1917 г. В 1918 Спасо-Вифанский монастырь был превращен в трудовую артель во главе с игуменом Илиодором. В артели вместе с иноками трудились крестьяне. Но сохранить обитель даже в такой форме не удалось - в 1925 году монастырь был закрыт, а в его зданиях разместился детский дом. В 30-е годы XX века разорённая обитель была отдана птицекомбинату, монашествующие разогнаны.
«Имя Каляева между отцами Церкви на воротах Вифанского скита, населенного инвалидами труда. Тут ад: старухи за версту обходят здание... Это ад на месте райском», - такими словами описывал состояние обители при богоборческой власти Пришвин.
Монастырские здания разбирались ради крепкого кирпича. Так исчезли покои митрополита Платона, ограда и колокольня со святыми вратами. На месте Спасо-Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли следы «наполненного надгробными памятниками» братского кладбища. На монастырском некрополе устроили детскую площадку и футбольное поле. Лишилась своих глав прекрасная некогда Духовская церковь.
Восстанавливающаяся монастырская гостиница
Гроб преподобного Сергия вместе с футляром был передан Загорскому музею. В 1950 году он был возвращен Церкви и сейчас находится для поклонения верующим в Успенском соборе Свято-Троицкой Лавры.
В 1997 году останки митрополита Платона (Левшина) были перезахоронены в склепе Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.
Возрождение Спасо-Вифанского монастыря началось с 1998 года, когда он был возвращен Троице-Сергиевой Лавре. 19 декабря 1998г. был отслужен первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов, а первая Литургия была совершена на Рождество Христово в 1999 году. Постепенно собирались прихожане. При большой помощи христолюбивых людей началось восстановление обители. Первый временный иконостас и иконы пожертвовали добросердечные прихожане. Многие работы по возрождению обители были совершены руками трудников, которые впоследствии приняли в обители монашеский постриг. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2002 году Вифания получила статус подворья Лавры, и с этого времени началось длительное восстановление из руин Спасо-Вифанского монастыря.
Монастырская колокольня
6 октября 2008 года синодальным решением Спасо-Вифанское подворье было преобразовано в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Троице-Сергиевой Лавре. К 2011году были восстановлены уничтоженные в советское время ограда монастыря, Святые врата с колокольней. К 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.
(фото с сайта
монастыря, Божественная Литургия 08.04.2017)
(фото с сайта
монастыря, Божественная Литургия 08.04.2017)
(фото с сайта
монастыря, Божественная Литургия 08.04.2017)
(фото с сайта
монастыря, Божественная Литургия 08.04.2017)
В день празднования Лазаревой субботы паломники присоединились к Божественной Литургии, причастили деток Святых Христовых Таин и отправились дальше в путь, который лежал в храм Марии Магдалины. Рассказ об этом - следующем посте.