«Преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым - знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии - Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». (из «Сказания о Мамаевом побоище»)
24 марта из Московского международного Байк-Центра стартовало паломничество «Куликово поле», проводимое
Федерацией мототуризма России и мотоклубом
«Ночные Волки» во славу преподобных воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби. За три дня паломники преодолели около 900 километров, проследовав путем двух воинов Христовых. Начавшийся с посещения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры маршрут поездки пролегал через место сбора войска князя Дмитрия Донского на Девичьем поле к месту сражения с татаро-монголами - Куликову полю. Там неподалеку от места впадения реки Непрядвы в Дон в 1380 году произошла знаменательная битва, в которой русское войско одержало победу над ордынцами. Завершилась поездка в Москве в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове, где находятся святые мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.
По пути из Москвы в Сергиев Посад погода заненастила, как будто желая проверить твердость намерения совершить поездку и настраивая паломников на сосредоточенный лад.
2.
3.
4.
5.
Из Московского Байк-Центра паломников сопровождал насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Гурий (Гусев). По приезду в обитель Ночные Волки даровали монастырю икону преподобных Пересвета и Осляби из Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове. С пожеланием Божией помощи в ответ мотоциклистам подарили икону Св.Иоанна Русского из Церкви Иоанна Русского на полуострове Эвбея в Греции, где покоится святой, и икону Собора Русского Воинства.
6.
После этого для паломников провели экскурсию, посвященную памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.
7.
Похоронив своих благочестивых родителей Кирилла и Марию и помолившись в течение 40 дней об упокоении их душ, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном удалились из Хотькова монастыря в густые леса, чтобы найти уединенное место для молитвенного подвига и служения Господу Богу.
8. Роспись на Святых Вратах.
Через некоторое время Стефан ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей в полном одиночестве с еще большим усилием стал предаваться посту и молитве. Вскоре игумен близлежащего монастыря Митрофан осуществил давнее желание юноши и постриг его в монашество с именем Сергий.
9. Роспись на Святых Вратах. Игумен Митрофан постригает Варфоломей в Ангельский образ с именем Сергий 7 октября 1342 года.
К месту пустынножительства инока стали приходить люди за молитвенной помощью и духовным советом. Так в 40-х годах 14 века на холме Маковец из Троицкой пустыни образовался монастырь.
10.
Боголюбивого старца, молва о котором быстро разошлась по всей Руси, почитал не только простой люд. Великие князья и знатные бояре совершали паломничества в Троицкий монастырь, чтобы испросить совета и получить благословение у его игумена.
11.
Невозможно в полной мере оценить, сколько всего сделал святой угодник Божий для Руси и русского народа за свою земную жизнь. И по сей день по молитвенному заступничеству преподобного Сергия неизмеримая милость Божия оказывается всем, обращающимся через него к Господу нашему Иисусу Христу.
12. Роспись на Святых Вратах.
13. Роспись на Святых Вратах.
Скромный игумен Троицкий каждого встречал с любовью и старался утешить. Строгий к себе и милосердный к людям, он «все почитал за сор, чтобы приобрести Христа» (Иоанн Златоуст, Фил. 3:7). Смиренный старец был не только заботливым отцом для своей братии, но и явился великим примирителем князей и собирателем земли Русской. В годы многочисленных междоусобиц преподобный Сергий оправлялся в путь, проходя пешком сотни верст, чтобы вразумить враждующих князей и пробудить в их сердцах заповеданные Христом любовь и заботу о ближних.
14.
Великий князь Димитрий Иванович любил и почитал мудрого старца. Ни раз отправлялся он в обитель на Маковце за советом и духовной помощью к игумену Троицкому. Так и перед сражением с войском Мамая, князь отправился за благословением к преподобному Сергию.
15.
«Князь же великий Дмитрий Иванович, взял с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к Живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой той обители. И упросил его преподобный игумен Сергий, чтобы прослушал он святую Литургию, потому что был тогда день воскресный и чтилась память святых мучеников Флора и Лавра. По окончании же Литургии просил святой Сергий со всею братьею великого князя, чтобы откушал хлеба в доме Живоначальной Троицы, в обители его. Великий же князь был в замешательстве, ибо пришлю к нему вестники, что уже приближаются поганые татары, и просил он преподобного, чтобы его отпустил.
16.
И ответил ему преподобный старец: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь же великий откушал хлеба у них, а игумен Сергий в то время велел воду освящать с мощей святых мучеников Флора и Лавра. Князь же великий скоро от трапезы встал, и преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым - знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».
Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии - Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро готовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тот час послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники», - и сказал им: «Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами». И осенил Христовым знамением все войско великого князя - мир и благословение.
17. Роспись на Святых Вратах. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Димитрия Иоанновича на Куликовскую битву. Рядом с ними - иноки Троицкого монастыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Князь же великий возвеселился сердцем, но никому не поведал, что сказал ему преподобный Сергий. И пошел он к славному своему городу Москве, радуясь благословению святого старца, словно сокровище непохищаемое получил». (из «Сказание о Мамаевом побоище»)
Согласно преданию, Пересвет (в монашестве Александр) был боярином и искусным воином родом из Брянской земли. Как сложилось, что однажды он решил оставить мир и посвятить всю свою жизнь служению Богу, и как он пришел в обитель к преподобному Сергию, нам неведомо. О жизни и последних минутах на Куликовом поле его брата по схиме Андрея Осляби известно еще меньше. Говоря о происхождении Андрее Осляби, в некоторых источниках упоминается город Любутск. Но величие их подвига заключается не в знатной родословной или богатой событиями биографии, а в том, что однажды оставив оружие человеческое, они смиренно вооружились оружием нетленным и, призывая на помощь Господа Бога, одержали духовную победу именем Иисуса Христа.
После рассказа о воинах Христовых Александре Пересвете и Андрее Осляби паломники отправились в главный собор Лавры - Троицкий, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского.
18.
19. Купола храма в честь рождества святого Иоанна Предтечи
20. Купола Успенского собора
21. Самый юный участник паломнической поездки наравне со взрослыми приобщался к святыням
Троицкий собор - главный и древнейший храм обители. Он построен преподобным Никоном в 1422-1423 гг. на месте деревянной церкви в честь Живоначальной Троицы. Иконы для иконостаса собора были написаны артелью мастеров под руководством прп. Андрея Рублева и Даниила Черного. Знаменитая "Троица" Андрея Рублева, которая с приходом богоборческой власти в начале 20 века была перемещена в Третьяковскую галерею, была главной храмовой иконой.
22.
Помолившись у мощей святого преподобного Сергия Радонежского паломники побывали в духовной "сокровищнице" обители - Серапионовой палате и Никоновском приделе.
23.
Серапионова палата построена на месте кельи преподобного Сергия в 16 веке. Здесь хранятся частички мощей многих святых, десница первомученика архидьякона Стефана, мощи Вифлеемского младенца, частица ризы Пресвятой Богородицы, мощи святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, крест-мощевик Сергия Радонежского и многие другие святыни. Словами невозможно передать те чувства, которые возникают, как только попадаешь внутрь и оказываешься в окружении такого количества святынь. Невероятная радость, благоговение, умиротворенность и ... некая растерянность от благодати. «Не знаем, на небе мы были или на земле», - говорили послы князю Владимиру после посещения службы в храме Святой Софии в Константинополе. Наверно, эти слова уместны и для описания ощущений от пребывания в Серапионовой палате. Столько святых угодников Божиих, которые своей праведной жизнью и истинным стремлением ко Христу удостоились великой благодати и милости Божией,... и вот ты находишься в окружении их святых нетленных мощей, духовно обращаясь через молитву и соприкосновение с ковчегами со святынями и ощущая их благоухание... И сразу забываешь о бесконечном множестве ничего не значимых дел и забот, ощущая одно лишь дерзкое желание хотя бы чуть-чуть тоже приблизиться к Нему и стать Ему угодным.
24.
Именно здесь в 1385 году святому угоднику Божиему во время ночной молитвы явилась Пресвятая Богородица. После чтения акафиста Пречистой Деве Марии игумен присел немного отдохнуть. Но вдруг он сказал своему келейнику, преподобному Михею: "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". После этих слов был услышан глас: "Пречистая грядет". Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно его осиял яркий свет. Он увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах". Сказав это, Божия Матерь стала невидима.
25.
26.
27.
28.
29.
30. Мощи вмч. Меркурия (
житие), вмч. Феодора Тирона (
житие), вмч. Феодора Стратилата (
житие), свмч. Зиновия (
житие), вмч. Иакова Персянина (
житие)
31. Мощи святителя Филарета Московского (
житие)
32. Частица ризы Пресвятой Богородицы
33. Мощи одного из Вифлеемских младенцев, убиенных по приказу царя Ирода.
34. Мощи Апостола Андрея Первозванного (
житие)
35.
36.
37.
38.
39. Благословение преподобным Сергием князя Димитрия Иоанновича Донского на Куликовскую битву с войском Мамая. Рядом с Сергием изображены преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя
40.
41.
42. Крест-мощевик, который в 1372 году вместе с параманом, схимой и грамотой прислал в подарок преподобному Сергию святитель Филофей. В грамоте патриарх Константинопольский благословлял Сергия ввести в Троицкой обители общежительный устав.
43.
Из Серапионовой палаты паломники отправились в Никоновский придел (1623 г.), где находятся его честные мощи, частица камня от гроба Господня, чтимый список иконы Божией Матери "Скоропослушница" и другие святыни.
44.
На месте могилы преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника преподобного Сергия, была поставлена маленькая каменная церковь. Спустя 75 лет она была заменена пристроенным с южной стороны к Троицкому собору ныне существующим храмом.
45.
На долю преподобного Никона выпало восстановление обители после ее разорения ханом Едигеем. По приглашению Никона иконостас храма был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. (житие
Никона Радонежского)
46.
47. Частица камня от гроба Господня
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
После экскурсии и молитв у святых мощей Божиих угодников, паломники отправились в монастырскую гостиницу.
56.
На следующий день дождь со снегом сменились солнечной погодой, которая сохранялась до окончания паломничества.
57.
Ранним утром паломники еще раз посетили Сергиеву обитель, чтобы помолиться у святых Образов перед отъездом в Коломну.
58.
59.
60.
61.
62. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, построенная в 1476-1477 годах псковскими мастерами, приглашенными князем Иоанном III
63. Троицкий собор
64.
65. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (построена над гробом преподобного Михея Радонежского) и Трапезный храм
66.
67. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского
68. Купола церкви в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов
Высота колокольни Троице-Сергиевой лавры составляет 88 метров, что превышает высоту колокольни Ивана Великого в Кремле и колокольни Новодевичьего монастыря в Москве. На звоннице сначала было подвешено 42 колокола, а потом их число увеличилось до 50. Царь-колокол весом в 65 тонн был самым большим в России после двух кремлевских. Но печальная часть постигла в 20 веке. По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 года музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съему Царь-колокол и шесть других крупных колоколов - за исключением некоторых наиболее древних. Реставрация колокольни началась в 1999 году.
69.
70. Успенский собор, кладезь с часовней и Духовская церковь
71. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 - 1637) и церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753)
72.
73. Успенский кладезь с часовней и церковь в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов
74.
75.
76. Успенский собор, построенный по распоряжению царя Иоанна Грозного. Главная святыня храма - деревянная рака, в которой находились мощи преподобного Сергия до 1585 года. Потом гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.
77.
78.
79.
80. Успенский кладезь с часовней
81. Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи
82.
83. Купола Успенского собора
84.
85.
86.
87.
Из Троицкого монастыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя по благословению преподобного Сергия Радонежского отправились в сторону Коломны, где на берегу Оки князь Димитрий Иоаннович, получивший после Куликовской битвы прозвище Донской, собирал войска для предстоящего сражения с Мамаем. Повторяя путь воинов-схимонахов, субботним утром из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры паломники отправились к поклонному кресту на Девичьем поле. Рассказ о паломничестве в святые обители и храмы Коломны - в следующем посте.
88.
Больше фотографий первого дня - в
АЛЬБОМЕ