Есть под Тулой небольшок городок Венёв. Не самый популярный у туристов, но интересный.
Судя по всему, некогда на берегу речки Венёвки жили финно-угорские племена, устроившие здесь небольшое городище, ограниченное речкой Венёвкой, её притоком Моржевкой да соединяющим их искусственным рвом. Затем эта местность была обжита русичами. Впервые этот городок упомянут в летописи в 1371 году.
А в 1408 году в летописи впервые упомянут Венев-Никольский монастырь - в связи со смертью в нем последнего смоленского князя Юрия, который прожил в этом монастыре целый год; этот монастырь находится недалеко от города, в селе Венев-монастырь - всего несколько часов пути. В нём бывал Сергий Радонежский, сюда Иван Грозный в своё время сослал и новгородского архиепископа Пимена. В этом древнейшей из монастырей Тульской земли и поныне сохранились древнерусские постройки, о которых стоит рассказатьв отдельном посте.
Вернёмся к Венёву. «Дозорная и переписная книга Венева 1636-го года» свидетельствует, что в самом начале XVII века в нем было семь церквей, а именно Пятницкая, Преображенская, Благовещенская, Рождества Богородицы, Георгиевская, Ильинская и Введенская. Однако в 1636 году крымские татары в хоже осады городка сожгли те храмы, что 42 посадских дома и стоявшие на посаде церкви (то есть все церкви, кроме Пятницкой и Благовещенской).
До второй половины ХVII-го столетия нет свидетельств того, что в Веневе существовал монастырь (Венёв-Никольский монастырь, как было сказано, стоял отдельно от города), и нигде не упоминается церковь Богоявления. А уже во второй половине ХVII-го века в Веневе существует Богоявленская пустынь - судя по всему, как раз в этом столетии и появившаяся.
Существовавшая в этом монастыре каменная церковь Богоявления в 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь строителем (кстати, обычным веневским купцом) Иваном Бородиным с прихожанами. Возможно, что были использованы древние фундаменты и в какой-то мере сохранены древние формы. По крайней мере, издали этот храм вполне можно принять за строение конца XVII века - если, конечно, не вглядываться в наличники окон. К сожалению, к тому времени монастырь уже перестал существовать - виной тому всё тот же злополучных для русских обителей екатерининский указ о секуляризации 1764 года.
В 1775 году рядом с Богоявленской церковью выстроена Казанская церковь, остатки которой сохранились до нашего времени. Возможно, что этому строению предшествовал другой храм того же названия. известно также, что церковь перестраивалась в XIX веке, так что утраченное завершение - это достаточно поздняя архитектура. Интересно, что богослужения в храме прекратились в конце XIX века, но были возобновлены в советское время - ведь все более презентабельные храмы были закрыты. Вот то, что от храма осталось:
Фото с сайтов
http://www.sobory.ru/,
http://www.veneva.ru/ +
voprak.