Мой доклад на давешней конференции
Служение - суть универсальная христианская идея. По учению Православной Церкви, все мы призваны служить - каждый на своем месте и в свой форме. Вспомним слова Самого Спасителя: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф, 10, 43-45).
Из этой мысли следует, что Православный Государь - это слуга Божий, выполняющий возложенную на него Господом миссию, и слуга своей страны, своего народа, трудящийся на пользу всех подданных, защищающий их от «делающих злое» (Римл. 13, 5), направляющий ко благу, к жизни по заветам Христа.
И это прекрасно пронимал Русский Государь в изгнании - Великий Князь Владимир Кириллович. При восприятии прав и обязанностей Главы Династии он подчеркнул «У Меня одна цель, одно стремление - отдать Себя на служение России, ради счастья и благоденствия Русского народа, который только под сенью Императорского Престола обретет право и свободу» (Манифест от 18/31 октября 1938 года). Вся Его жизнь стала подвигом служения Богу, России и ее народу.
Любовь к Родине, вера в сохранение духовных сил Русского народа, «в Отечестве и рассеянии сущего», надежда на грядущее воскресение России - вот основы служения Великого Князя. А ведь то были времена тотального всесилия большевиков. После II Мировой войны не было и намека на скорое падение безбожной советской власти, и никакая «реальная сила» во всем мире не надеялась на скорую гибель коммунизма. Только Русский Государь верил в это; и «по вере его далось ему» - в 1991 году он прибыл в столицу Империи, вновь обретшую свое славное историческое имя - Санкт-Петербург.
Но возвращение Дома Романовых в Россию - это была своеобразная итоговая кульминация, плод многолетней работы Великого Князя. Этому предшествовало долгое, более чем полувековое служение России вдали от нее.
Государь, по многочисленным и единодушным отзывам людей, имевших честь близко с ним общаться, был «типичным» Романовым. Его, как и подавляющее большинство представителей рода - от Императоров до «рядовых» Членов Династии - отличали удивительная личная скромность и простота в общении в сочетании с глубоким осознанием своего высокого сана, добросердечие и мягкое чувство юмора, искренность всех действий и прямота поступков, чистая православная вера и упование на благость Господню во всех обстояниях, умение понять чужую точку зрения в сочетании с твердым отстаиванием своих взглядов.
Более 50 лет Государь пристально следил за всеми событиями на оккупированной большевиками территории России, анализировал происходящее и давал четкую и взвешенную оценку, которая во многом сохраняет актуальность и по сей день. Возглавляя Династию, Он провел ее сквозь годы засилия красной тирании, «не уклоняясь ни на десно, ни на шуе» (Прит. 4, 27), избежав Сциллы совпатриотизма и Харибды «белогвардейского» убеждения в окончательном превращении современного русского народа в советский. В самые тяжелые годы торжества коммунизма Великий Князь не терял упования на Божию милость и веры в грядущее возрождение страны.
Необходимо подчеркнуть, что Государь никогда не отделял себя и Династию от русского народа - причем не только в рассеянии сущего, но и жившего на Родине, попавшей под власть богоборческого режима. В этом отношении очень интересно свидетельство некоего В.Литвинского, эмигранта второй волны (кстати, не монархиста по убеждениям), который имел возможность пообщаться с Великим Князем и изложил свои впечатления в статье, опубликованной в газете «Новое русское слово» (тоже отнюдь не монархической) от 31 октября 1954 года.
Вот что он пишет: «Мне было очень интересно отметить в нем одну любопытную особенность. В разговоре на политические темы, употребляя выражение «мы», он подразумевает не «мы - эмиграция», а «мы - русский народ»; получается это у него совершенно натурально, и без всякой рисовки, и мне понадобилось некоторое время, чтобы приспособиться к его образу мышления. По-видимому, своим сознанием, - либо врожденным, либо воспитанным в нем, он принадлежит России, причем России не отвлеченной, существующей в представлении столь многих эмигрантов, а самой настоящей, сегодняшней».
В отличие от некоторых эмигрантов, а в наше время даже и живущих в России «внутренних эмигрантов», презирающих и даже ненавидящих «советский народ», Государь Владимир Кириллович никогда подобных чувств не испытывал. При этом он ясно и трезво понимал, что освобождение и развитие страны невозможны без полной ликвидации большевицкой власти и ее идейно-мировоззренческого наследия, без возвращения к Православной вере и историческим идеалам Русского народа. Никогда не обманывала Государя способность красной власти к мимикрии и умение выдвигать «в нужный момент нужные лозунги», что создавало путаницу в умах и дезориентировало многих как в подсоветской России, так и в Русском зарубежье.
«Нынешняя власть… залила потоками крови Родину нашу, довела ее до небывалого обнищания и продолжает предавать интересы страны на пользу III Интернационала. Бессмысленно верить в ее перерождение во власть национальную и нельзя ее признать хранительницей государственных рубежей и защитницей интересов России… Те, кто верят в достижения нынешней власти и готовы усматривать в ней как бы преемницу Созидателей Русского величия - в своем заблуждении не встретят сочувствия Моего. Интернациональная коммунистическая власть останется до конца своего врагом России и ее народов. Не может быть примирения и соглашения с богоборческой лженародной властью. Кто отождествляет с нею Русский народ, приносит ему и России только вред», - заявил Государь в Обращении от 24 марта/6 апреля 1939 года.
В наше время очередного возрождения «перерожденной» советчины, тиражирования басен о «славном развитии СССР», воздыханий о сталинском «возрождении империи» эти слова звучат как нельзя более актуально.
В Обращении от 21 октября/3 ноября 1939 года Он указывал и путь к спасению страны, которому Сам следовал всю жизнь: «Для всех нас есть один путь к скорейшему восстановлению России - это путь жертвенной любви к ней, путь непоколебимой нравственной стойкости и непримиримой борьбы против III Интернационала под знаменем Животворящего Креста... Все русские люди, любящие Отечество и чтущие его исконное великое прошлое, должны теснейшим образом сплотиться вокруг нашего векового национального стяга, увенчанного святым Крестом, обрести единую русскую мысль, единое сердце и единую волю, чтобы быть готовым к грядущим событиям и посильно подготовлять их».
Великий Князь Владимир Кириллович, как единственный законный и полномочный представитель Исторической России, неустанно декларировал миру подлинно русскую, а не советскую позицию по самым острым вопросам мировой политики. Всю жизнь он крайне жестко выступал против попыток отождествления русского народа с советским и вообще с коммунизмом как явлением мировой истории. Отметим, что нынче эта, с позволения сказать, концепция, весьма широко используется как внешними врагами страны (назовем их геополитическими конкурентами), так и внутренними (разного рода последыши большевиков). Большего вреда подлинному возрождению России - Православной и Имперской - и представить невозможно. И Государь это отчетливо понимал.
Не случайно в Обращении 1952 года он говорил: «Одной из наиболее крупных ошибок является неправильная концепция русского вопроса, заключающаяся в отожествлении Советского Союза и политических целей коммунизма с Россией и ее государственными целями. Не Я один с тревогой наблюдаю за растущим антирусским, более чем антикоммунистическим, настроением на Западе особенно же в США... Неприязнь ко всему русскому поддерживается многими государственными деятелями и журналистами, упорно продолжающими называть СССР Россией, когда сами большевики, более 30 лет тому назад, уничтожили историческое наименование Российской Империи... Западный мир до сих пор не хочет признать, что русский народ первый стал жертвой мирового коммунизма. Если же некоторые политические деятели и поняли, что в борьбе с коммунизмом необходимо опереться на русские силы, и готовы помочь русскому национальному делу, - то эту поддержку они оказывают тем эмигрантским деятелям, которые, в свое время, доказали свою политическую несостоятельность и расчистили путь большевикам для захвата власти в России. Пора, наконец, всем понять, что истинная Россия не имеет ничего общего с бастионом мирового коммунизма, созданного на ее территории, ввезенного из Западной Европы и, по своей сущности, чуждого русскому народу».
Далее в этом документе Великий Князь подчеркивает: «Некоторые руководители западной политики считают возможным добиться уничтожения коммунизма лишь путем истребления части русского народа, а также путем завоевания и разрушения русской территории. В атомном оружии они видят ключ к победе. Эта чрезмерная вера в достижения военной техники может привести к катастрофе, подобной той, какую пришлось пережить Германии, чьи руководители, в последнюю войну, возложили свои надежды только на мощь бронированных дивизий и на действие нового секретного оружия. По меньшей мере, наивно предполагать, что разрушение важнейших центров и целых областей Советского Союза атомонесущей авиацией, о чем не мало говорится на Западе, - приведет к уничтожению руководства мирового коммунизма и всего его террористического аппарата. Конечно, военный потенциал СССР пострадает от подобного удара, но одновременно будут уничтожены исторические и культурные ценности страны, а главной жертвой применения этого бесчеловечного оружия будет русский народ. Среди миллионов убиваемых неповинных людей будут бесчисленные убежденные противники Сталина и Советов, готовые поднять оружие против большевицкого режима, при правильном к ним подходе и оказании им поддержки западными державами. Кроме того, что подобное применение атомного оружия противно всем христианским принципам, оно вызовет в русском народе реакцию, чрезвычайно опасную для антикоммунистических сил и весьма выгодную советской диктатуре. Тогда снова, как в германо-советскую войну, коммунистические вожди смогут использовать русский патриотизм для собственной защиты. Русский народ снова будет убежден, что иностранная интервенция несет ему лишь разрушение и несчастия, и он снова поднимется на защиту своей родины, своих семей, городов и селений. Не должно упускать из виду эту опасность, как столь легкомысленно сделали вожди III Рейха, превратив верных союзников и друзей в ожесточенных врагов, готовых защищаться до конца. Надо помнить, что если мировой коммунизм в своей агрессивности интернационален, то в обороне он умеет временно стать национальным».
Из этого документа становится ясно, насколько четко и точно проанализировал Великий Князь Владимир Кириллович итоги II Мировой войны. Так же ясно Ему было и то, что никакой «эволюции» большевицкого строя быть не может - только мимикрия - для большей эффективности закабаления русского народа. И об этом Великий Князь считал Своим долгом предупредить наивных эмигрантских «патриотов»-возвращенцев, десятки тысяч которых после II Мировой поверили басням большевицких агитаторов, и поехали в СССР, чтобы сгинуть там в лагерях ГУЛага.
«Тщетны оказались надежды ждавших «эволюции» советского строя после войны и облегчения участи народов российских. Коммунистическая олигархия все так же давит трудовые массы крестьянства и промышленных рабочих, продолжая их эксплуатировать. Истекшие пять лет были свидетелями небывалого нового похода советских обскурантов на русскую и мировую культуры и самые высокие их ценности. Русский мыслитель, русский ученый, русский художник и даже русский музыкант доведены до состояния духовного рабства», - говорит Государь в Обращении от 15/28 июля 1950 года.
В самом последнем документе, который вышел из-под пера Государя - речи, которую он должен был произнести 22 апреля 1992 года перед группой влиятельных американских бизнесменов - говорится: «Политическая философия, которая руководила мною всю жизнь, могла бы быть выражена в одном слове: антикоммунизм. Именно поэтому я никогда не верил в возможность «преображения» СССР в нормальное государство, пока страна не откажется от коммунизма». Ранее, в Обращении 1964 года он указывал: «Ложь лежит в основе всех проявлений коммунистической теории и практики. Она лежит в первооснове коммунистической идеологии - диалектическом материализме, построенном на философски ложном утверждении, что научным путем можно доказать несуществование Бога. На лжи основаны исторический материализм и коммунистическое учение о развитии общества... Ложью проникнуты прикрытые патриотическими фразами высказывания советских глашатаев о прошлом России... Наконец, на лжи построена советская экономика, в особенности в области сельского хозяйства, доказавшая свою несостоятельность непрекращающимися провалами».
В самом деле: полет в космос и водородная бомба, безусловно, являются величайшими достижениями человеческой цивилизации, но они ничего не говорят о духовном состоянии общества. Чтобы понять, до чего было доведено население страны за 7 десятков лет большевицких экспериментов, достаточно привести лишь некоторые факты, касающиеся не эпохи «большого террора», а мирных, спокойных и стабильных 1970-1980-х годов, по которым нынче модно ностальгировать.
Итак, Советский Союз 1980-х годах стабильно входил в топ-5 государств по распространенности убийств на душу населения, уступая лишь странам, вроде Колумбии. СССР неизменно был в числе мировых лидеров и по числу самоубийств. Также Советский Союз постоянно был среди стран с наибольшим количеством изнасилований в мире, уступая лишь таким странам, как Лесото, Свазиленд и ЮАР. СССР всегда был глобальным лидером по количеству заключенных. Особенно это было характерно для сталинского времени, хотя тогда тюремное заключение, мягко говоря, не всегда было свидетельством совершения преступления. Зато потом чем дальше, тем больше в статистике отражалась массовая криминализация советского общества. Советский Союз был бессменным мировым лидером по количеству абортов. В 1965 году был поставлен абсолютный рекорд в 5,6 млн абортов. В 1970-1980-е году в СССР производилось ежегодно более 4,5 млн абортов, прерывались 60-65% беременностей. Итого 1920 по 1990 год было совершено свыше 130 млн убийств. Кроме того, в 1980-е годы число разводов в Советском Союзе стабильно находилось на первом-втором месте в мире. В начале 1980-х годов СССР отличался высочайшим на планете потреблением алкоголя на душу населения (для сравнения отметим, что в начале XX века «вечно пьяная» Россия занимала среди европейских стран предпоследнее место по употреблению алкоголя). Нимало не идеализируя нынешнюю РФ и разделяя озабоченность многих сохранением перечисленных проблем, надо признать, что сейчас практически по всем этим показателям ситуация по сравнению с советским временем улучшилась.
Помимо морально-нравственного разложения населения, к «достижениям» большевиков следует добавить уничтожение русского села путем создания колхозно-крепостнической системы. Вспомним и борьбу с Церковью с насильным насаждением атеизма. Укажем и построение безумной, априори не способной работать экономической модели, которая была способна функционировать либо благодаря рабскому труду заключенных ГУЛага, либо, затем, за счет распродажи сырьевых ресурсов России. Ни для кого не секрет, что нынешнее построение экономики вокруг «трубы» - советское наследие. Отметим и такое «достижение», как физическое истребление лучших людей нации - духовенства, офицерства, кулаков, т.е. крепких крестьян, казачества. Не забудем и создание на территории Империи «национальных» псевдогосударств, заложившее мину замедленного действия под единством страны, сработавшую, как только ослабела советская тирания. Последствия этого мы пожинаем и сегодня. Вот теперь мы вполне можем оценить всю полноту «благодеяний», сделанных большевиками для России.
В отличие от подсоветских, а нынче, к сожалению, и постсоветских людей, не способных или не желающих увидеть очевидное, Государь Владимир Кириллович это прекрасно понимал. «Переживаемый ныне острейший экономический кризис - результат пагубной политики, проводившейся коммунистическим правительством за последние 70 лет… Другое тревожное явление - усиление центробежных сил, грозящее привести к расчленению страны на отдельные, часто враждующие между собой государства, и к гражданским войнам и междуусобицам… В своем зачатии Советский Союз не был связан принципиально ни с какой национальностью и ее территорией, а был зародышем мирового государства, к которому постепенно должны были присоединиться все государства мира с победным шествием коммунистического движения… Цели эти не имели ничего общего с подлинными интересами русского и других народов нашей страны, и коммунистическая власть все время должна была воздвигать преграды стремлениям этих народов вернуть свое развитие в свое исконное русло. Это придавало центробежным силам особый характер. Они были направлены главным образом стремлением избавиться от насильственного подчинения чуждым целям и чуждой идеологии. Но эта идеология исходила из Москвы… и это неизбежно порождало русофобию. Этим охотно пользовались некоторые иностранные круги, ставившие знак равенства между коммунизмом и «русским империализмом» и оказывавшие крупную поддержку «самостийным» организациям, действовавшим за рубежом», - отмечает Великий Князь в Обращении от 20 декабря 1990 года.
«Как Глава Российского Императорского Дома и блюститель нашей многовековой исторической традиции, я всегда буду всячески способствовать всем созидательным стремлениям наших Соотечественников и решительно отвергать все разрушительные выступления, даже если они исходят от людей, заявляющих о своей верности нашему великому прошлому», - подчеркивает Великий Князь там же.
Не утратили актуальности и его слова из Обращения от 6 мая 1956 года: «Тщетно ждать спасения Родины от иностранцев. Другие народы могут являться нашими временными союзниками в борьбе, но каждый из них неизбежно будет преследовать свои национальные цели. У русского народа, искони веков, был и есть свой особый путь, неразрывно связанный с его сокровеннейшей верой в конечное торжество Христовой Правды и Справедливости. Его мы должны неустанно искать и по нему следовать, как бы ни складывалась внешняя обстановка, ибо он один приведет нас к желанной цели христианского возрождения России».
«Дорога, которую предстоит пройти, будет тяжелой и очень длинной: было бы большим заблуждением желать немедленных изменений или искать панацею для решения всех проблем, но у россиян, живущих в России, и у нас, Россию в рассеянии несущих, хватит и терпения, и стойкости духа. Всем нам надо рассчитывать, главным образом, на себя, на свой хорошо выполненный труд и на промысел Божий», - подчеркнул Государь во время визита 1991 года в Петербург.
Русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Точность этого наблюдения полностью подтвердил визит Государя в свою страну. Будучи очевидцем тех событий, могу свидетельствовать, что приезд Великого Князя взорвал обывательские представления о монархии, вызвал всплеск массового интереса к Русской истории, традиции, культуре.
Показательно, что и все последующие визиты Государей в разные уголки страны - давали тот же эффект - для разных людей, слоев населения, регионов. Этот незамысловатый факт лишний раз подтверждает, что подлинный смысл и средоточие монархической идеи - не в теоретических умствованиях, многомудрых рассуждениях и громких заявлениях. Центр идеи - в личности Монарха. Он - притягивающая и объединяющая сила, без которой все усилия станут бесплодными и никчемными.
В ходе визита Великий Князь Владимир Кириллович своей манерой общения, деликатностью, высочайшей культурой, чисто романовским обаянием стал «открытием» для большинства граждан страны, прежде не подозревавших о том, что Династия сохранилась и готова к выполнению своего долга. Простые, искренние, доступные слова Государя, Его точные оценки, взвешенный, аргументированный подход к любым вопросам у многих обывателей вызвал удивление, плавно переходящее в уважение и почтение.
Добавим, что решение посетить страну, только-только начинающую отказываться от советской отравы, было для Великого Князя трудным, почти мучительным. Многие известные и уважаемые деятели Русской эмиграции убеждали Его не ехать, говоря, что большевизм в России пал не до конца, что у власти остались «перекрасившиеся» коммунисты. В этих рассуждениях много верного; добавим, что подлинной декоммунизации страны не произошло и по сей день. Но, исходя из такой логики, Династия до сих пор должна оставаться в эмиграции, не показываясь на Родине.
Государь же принял другое решение, он посчитал своим долгом громко заявить в России о существовании Династии и ее готовности помогать стране всем, чем только возможно. И история подтвердила правоту Великого Князя. Он открывал для себя современную Россию и открывал себя современной России, ее гражданам, запутавшимся, потерявшим всякую ориентацию в жизненных ценностях. И этот процесс открытия Династии для страны продолжается и сейчас.
Чувство ответственности, долга, возложенного Господом на него, как Главу Дома Романовых, с которым русский народ связан мистическим союзам, закрепленным клятвой Великого Земского и Поместного Церковного собора 1613 года, не оставляло Великого Князя Владимира Кирилловича никогда. Он был единственным из всех Членов Династии Романовых, заключившим равнородный брак, что обеспечило юридически безупречную династическую преемственность в Императорском Доме.
Даже кончина, отпевание Государя Патриархом Алексием II в Исаакиевском соборе и похороны в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге стали актом служения. И они стали своего рода свидетельством возвращения Династии в Россию и ее готовности исполнить свой долг перед страной. Не случайно на отпевание Великого Князя пришли более 40 тысяч человек. Конечно, далеко не все они были или стали монархистами, но каждый из них почувствовал свою глубинную, внутреннюю связь с Русским Государем, много лет в изгнании служившим Родине, а через него - со всей тысячелетней историей нашей страны.
Бескорыстное ежедневное служение России, следование заповедям Христа и Правде Его, твердое упование на Господа, надежда на то, что Ему возможно «невозможное человекам» - вот путь, который указал Государь Владимир Кириллович, и наш долг - следовать этим путем.