Формат выставки-ярмарки - первое, что сильно портит общее впечатление от серьёзного, в общем-то, культурного события. Не сам факт объединения экспозиции с прилавком, а реализация и интерпретация этого факта.
Организаторы пафосно твердят о необходимости формирования арт-рынка и активизации творческой деятельности скульпторов, причем из контекста становится ясно, что второе должно следовать из первого. Ну кто же станет спорить! Всем ясно, что скульпторам тоже надо кушать, и, как известно, спрос рождает предложение. Всё это так, если под творческой деятельностью понимать чисто количественный рост произведений искусства на душу населения. Если же говорить о творчестве как о диалоге существующих идей и генерации новых подходов, то стоит признать, что художественный процесс и арт-рынок - вещи несколько разные, и так вот запросто в причинно-следственную цепочку их не впихнёшь. А физическое соприсутствие четырёх десятков современных украинских скульпторов на одной экспозиционной территории вряд ли можно расценивать как творческую лабораторию.
Кроме того, несколько озадачили некоторые моменты организации выставочного пространства. На первом этаже - три больших проекта. Зал деревянной скульптуры - старые и новые работы наших мэтров: Степанова, Кривенко, Ридного, четы Бабаков со товарищи. Прялки, колыбели, ноутбуки, эдипы и приапы, и даже чудеса в перьях - хаотический космос, сопровождаемый ненавязчивым треньканьем бандуры. Всё чинно и красиво.
Далее - два зала «приглашенных звёзд». Грегор Крук - выходец из западной Украины, умудрившийся в 30х - 40х годах прошлого века получить первоклассное европейское образование. Скульптор, широко известный в узких эмигрантских кругах Европы, Америки и Канады, но прочно забытый на родине. А между тем, всю жизнь он настойчиво ваял простых украинских ев, мадонн и магдалин. И до чего же хороши его женщины! Крепкие, тяжелозадые, с толстыми щиколотками и миниатюрными ступнями - и при этом удивительно мягкие и пластичные. Любоваться можно бесконечно.
Совсем другие женщины у второй звезды экспозиции - Деметра Чипаруса, румынского гения европейского ар-деко. Тут намешано много всего: джаз и феминизм начала ХХ века, русский балет Дягилева и Парижский мюзик-холл, Древний Египет и Вечная Индия, слоновая кость и золото. И всё по-театральному яркое, искрящееся, очень живое. У одной танцовщицы складки на юбке шевелились, честное слово!
И вот тут, как говорится в одной сказке, становится всё страньше и страньше. 27 статуэток из собрания нашего коллекционера №1 Игоря Воронова накрыты стеклянными колпаками (что может быть оправдано интересами сохранности) и аккуратно размещены под стеночкой (что нельзя оправдать ничем). Стекло даёт блики, стена мешает обзору, общее впечатление - как в мавзолее Ленина: промаршировал вдоль ограждений, смазал взглядом по священному лику, ощутил причастность к чему-то возвышенному, но ничего толком не рассмотрел. Но если тело вождя - зрелище малоаппетитное, то хризоэлефантинных эльфов Чипаруса хочется рассматривать во всех ракурсах. Товарищи организаторы, ну нельзя круглую скульптуру ставить вдоль стен, оставляя обзору только фронтальный план! Она же КРУГЛАЯ, а стало быть, надо ходить вокруг да около, заглядывать за спину, смотреть через плечо. А иначе, извините, это немногим больше, чем просто качественная репродукция.
Но эти мелкие огрехи меркнут перед тем, что собой представляет второй этаж выставки, отведенный, собственно, под ярмарку. Никакой концепции или даже просто формальной логики здесь не просматривается: дикая мешанина насекомообразных монстров и антропоморфных фонтанов, красиво деформированных и уродливо пропорциональных женских тел, лаконичных каменных сфер и аляповатых световых инсталляций. Такое впечатление, что к экспозиции привлекли всех и вся, кого только удалось заманить: полная демократия, никакого отбора. Тут и скульпторы, представляющие самих себя, и галереи, представляющие других скульпторов, и так называемые кураторские проекты, представляющие собой вообще нечто невообразимое.
Чего стоят одни только анархокоты, которые, вкупе со сквернословящими тремя богатырями и ангелами, сошедшими со стен публичного сортира, сошлись в бою с китайским ширпотребом. Эта работа тандема «Мухарский - Семесюк - Волязловский» вообще симптоматична: поверхностное заигрывание с социальной проблематикой, приправленное модной сейчас гламурно-анархистской символикой. Всё такое умеренно брутальное, чтоб и удивить, и не шокировать. Правда, что там наснимал Волязловский - увидеть не удалось, и это ещё более симптоматично: экран телевизора был стыдливо прикрыт фиговым листочком формата А-4 с невнятными извинениями, ссылками на непонятную внутреннюю цензуру и сбивчивым описанием того, «как это было круто, просто жесть, жаль что вы этого не увидите».
Общее ощущение беспомощности и вторичности усиливается милыми подробностями: где-то таблички недопечатали, и работы подписаны вручную, размашистым почерком; где-то из-под скульптур кокетливо выглядывают ценники, намалёванные маркером на рваных картонках. В общем-то всё это даже умиляет своей наивной провинциальностью - как будто съездил отдохнуть к бабушке в деревню. И всё бы хорошо, да вот как-то не вяжутся с этим явные претензии на масштабность, актуальность и рафинированность.
Но не поймите меня превратно. Разумеется, на выставке, где представлены практически ВСЕ современные украинские скульпторы, есть талантливые и интересные работ
ы. Разумеется, просветительский потенциал экспозиции сложно переоценить: ну кто раньше знал Крука или даже Чипаруса? Пожалуй, не каждый специалист! Где раньше можно было увидеть работы наших ваятелей? Уж точно - не в Киеве. И само собой разумеется, что на нашем привычном безрыбье такие салоны - золотыми рыбками исполняют желания, еще недавно казавшиеся совсем неимоверными. Так что, в общем и целом, - ура организаторам уже четвертого Большого скульптурного салона! Будем ждать пятого - можно меньше, но обязательно лучше!