Аюрведа продолжение.

Jun 02, 2013 06:55

Сжатые отрывки из аюрведы.

Шесть вкусов.
Регулярное избавление от дош необходимо по той причине, что они непрерывно порождаются нормальными процессами обмена веществ. В каких именно количествах производит ваше тело каждую из дош, зависит преимущественно от того, какой из Шести Вкусов преобладает в вашем питании. Шесть Вкусов, как и три доши, являются производными от Пяти Великих Элементов, и каждый из них помогает поддерживать равновесие дош, выполняя в организме важные функции. Мы пишем их названия с заглавных букв, чтобы подчеркнуть основательность их воздействия на все части организма, а не только на язык. Эти Шесть Вкусов - Сладкий, Кислый, Соленый, Острый, Горький и Вяжущий.
Сладкий. Образованный в основном из Земли и Воды, Сладкий вкус усиливает Капху, ослабляет Питту и Вату и является охлаждающим, тяжелым и липким. Он вскармливает и бодрит тело и ум, утоляет голод и жажду, способствует росту всех тканей.
Кислый. Образованный в основном из Земли и Огня, Кислый вкус усиливает Капху и Питту, ослабляет Вату и является согревающим, тяжелым и липким. Он подкрепляет и освежает организм, способствует удалению отходов, умеряет спазмы и тремор, улучшает аппетит и пищеварение.
Соленый. Образованный в основном из Воды и Огня, Соленый вкус усиливает Капху и Питту, ослабляет Вату и является тяжелым, согревающим и липким. Он удаляет отходы и очищает тело, увеличивает пищеварительную способность и аппетит, смягчает и расслабляет ткани.
Острый. Образованный в основном из Огня и Воздуха, Острый (то есть жгучий и пряный, как красный перец) вкус усиливает Питту и Вату, ослабляет Капху и является согревающим, легким и сухим. Острый вкус вымывает из тела секреторные выделения всех видов и препятствует образованию всех Капха-подобных тканей и секретов, таких как семя, молоко и жир. Он улучшает аппетит.
Горький. Образованный в основном из Воздуха и Эфира, Горький вкус усиливает Вату, ослабляет Питту и Капху и является охлаждающим, легким и сухим. Горький вкус очищает и сушит все выделения, снижает сексуальное возбуждение и гармонизирует организм, возвращая все вкусы к нормальному состоянию равновесия. Он увеличивает аппетит и предотвращает кожные заболевания и лихорадочные состояния.
Вяжущий. Образованный в основном из Воздуха и Земли, Вяжущий вкус (от которого морщится рот) усиливает Вату, ослабляет Питту и Капху и является охлаждающим, легким и сухим. Вяжущий вкус исцеляет, очищает и стягивает все части тела. Он уменьшает количество выделений и снижает сексуальное возбуждение.
Все Шесть Вкусов важны для правильного функционирования организма и попадают в него в основном с пищей.
Важно не то, что вы едите, а то, что вы усваиваете. Самая здоровая пища на свете обращается в худший из ядов, если вы не способны как следует переварить и усвоить ее. Пищеварение начинается во рту, в тот миг, когда язык ощущает вкусы пищи, - ведь к тому времени, когда пища достигнет кишечника, органы пищеварения должны быть уже готовы к ее приему. Информация о вкусах передается от языка непосредственно в мозг, который и определяет, какие именно жиры, белки или углеводы входят в состав пищи и какого рода ферменты должны выделиться для ее оптимального усвоения.
Вкус не исчезает из пищи даже после того, как вы ее переварите. Каждая из клеток организма обладает зачаточной способностью ощущать вкус, и на каждую из них воздействует вкус, присущий питающим ее веществам. Поскольку каждая из клеток вашего тела воздействует на другие клетки и поскольку все клетки воздействуют на ваши ощущения и на ваш ум, вкус пищи, которую вы съедаете, существенным образом влияет на ваше сознание и здоровье. Вкус преобладает над всеми другими физическими воздействиями пищи на индивидуума, даже над дошами, потому что вкус - это первое, что организм получает от проглатываемой пищи.
ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ
Вы можете поддерживать Шесть Вкусов в состоянии равновесия до тех пор, пока не начнете отдавать слишком явное предпочтение одному или нескольким из них. В числе последствий злоупотребления теми или иными вкусами можно назвать следующие:
Сладкое - ожирение, диабет, сонливость, паразиты, затрудненное кровообращение, воспаление глаз, несварение, рвота, газы, апатия, застойные явления в дыхательных путях и другие нарушения по типу Капхи.
Кислое - ощущение жжения, зуд, головокружение, преждевременное старение, вялость тела, нагноения.
Соленое - воспаления, отеки, склонность к кровотечениям, кожные заболевания, в том числе герпес и крапивница, заболевания суставов, импотенция, ранние морщины, раннее облысение.
Острое - боли, головокружение, обмороки, сухость во рту, тремор, слабость, истощение, ощущение жжения, жар, жажда, пониженная секреция половых желез.
Горькое - все расстройства, связанные с Ватой, включая онемение, истощение, режущую боль, ломоту, колики, головокружения, головные боли, ригидность, тремор, пониженную секрецию половых желез.
Вяжущее - все связанные с Ватой нарушения, включая тремор, припадки, запоры, сухость тела, растяжения, онемение с покалыванием, истощение, жажду, пониженную секрецию половых желез.
Первый признак разлада в тканях организма состоит в том, что человек ошибочно принимает один вкус за другой или оказывается вовсе не способным определить вкус. Оба этих нарушения возникают, как правило, из-за злоупотребления одним или несколькими вкусами. Такое притупление чувства вкуса делает мозг неспособным как следует подготовить организм к поступлению в него пищи. А это препятствует правильному пищеварению.
Для ума Шесть Вкусов имеют еще большее значение, нежели для тела, потому что ум остро нуждается в чувственной стимуляции. В аюрведе чувства делятся на две группы: пять чувств восприятия, всем нам хорошо известные, и пять чувств действия. Пять чувств действия - это голос (символизирующий все формы общения), руки (символизирующие все разновидности манипуляций с предметами), ноги (движение), гениталии (творчество и размножение) и анус (выделение).
Каждое чувство восприятия представляет собой канал, через который ум движется к объекту, воспринимает его на опыте и затем возвращается для переработки этого опыта. Каждое чувство действия - это тоже канал, в который ум входит, чтобы выражать себя путем проецирования своей индивидуальности во внешний мир, и по которому он возвращается, завершив свое самовыражение.
Как и любые другие каналы, чувственные каналы могут прийти в неисправность - стать либо слишком широкими либо слишком узкими. Фактически вкус является для тела тем же, чем эмоция для ума. Эмоция обладает свойством порождать в теле соответствующий ей вкус, равно как и ощущение определенного вкуса склонно порождать в уме соответствующую эмоцию. Преобладающие психологические установки и эмоции, связанные с тем или иным вкусом, таковы:
Сладкий - удовлетворение, или насыщение («сладостный вкус успеха»). Злоупотребление Сладким ведет к его отрицательным аспектам - самодовольству и жадности.
Кислый - поиски во внешней среде вещей, которыми можно овладеть. Кислое заставляет оценивать вещи, чтобы определить степень их желанности, что приводит к избирательному росту некоторых аппетитов. Злоупотребление оцениванием влечет за собой зависть и ревность, что может проявляться как неодобрение желаемого - «зелен (т.е. кисл) виноград».
Соленый - жизнелюбие, усиливающее все аппетиты сразу. Злоупотребление им ведет к гедонизму, стремлению предаваться всем физически доступным для тела чувственным наслаждениям, как, например, это делают «просоленные моряки», приходя в порт после долгого плавания.
Острый - экстравертность, склонность к возбуждению и стимуляции и особенно стремление к интенсивности переживаний. Перевозбуждение и гиперстимуляция ведут к раздражительности, нетерпению и гневу («острый язык» или «резкая отповедь»).
Горький - неудовлетворенность, порождающая желание перемен. Когда вам приходится проглотить «горькую пилюлю», ее горечь развеивает ваши самообманы и вынуждает вас взглянуть в лицо реальности. Избыток разочарований ведет к фрустрации, неверию в себя, что лишь добавляет вам горечи. К Горьким эмоциям принадлежит и горе.
Вяжущий - интровертность, склонность уклоняться от возбуждения и стимуляции. Чрезмерная интровертность ведет к неуверенности, тревоге и страху. Вяжущий вкус порождает сжатие, которое заставляет вас «сохнуть на корню», ощущая, как «холодные, костлявые пальцы ужаса» стискивают ваше горло.
ВЛИЯНИЕ НА СОЗНАНИЕ
В действительности, в качестве опьяняющего средства можно использовать любой из вкусов. К примеру, Сладкий вкус является в нашем обществе весьма распространенным наркотиком: люди пользуются им, чтобы ощутить чувство удовлетворения. Некоторые общества опьяняются Кислой завистью или Острой раздражительностью, а некоторые люди используют для удовлетворения своих прихотей даже Горькое и Вяжущее. Мы все пользуемся пищей для того, чтобы изменять состояние своего сознания, а любые изменения сознания воздействуют на тело посредством трехдош.
Сладкий - интенсивный самоудовлетворяющий эффект усиливает пассивную от природы, самодостаточную Капху, остужает гнев Питты и успокаивает страх Ваты.
Кислый - завистливое воздействие усиливает Капху, если зависть к чьему-либо успеху побуждает вас крепче держаться за свои достижения. В противном случае будет усиливаться Питта, по мере того как ревность преобразуется в гнев на то, что вы воспринимаете как несправедливость жизни по отношению к вам. Зависть все же помогает ослабить Вату, фокусируя и разогревая ваше сознание.
Соленый - гедонизм разжигает ваше самодовольство до тех пор, пока вы способны ему предаваться, что также усиливает Капху. Он усиливает и ярость Питты, разгорающуюся при возникновении каких-либо препон на пути к удовлетворению ваших желаний, и ослабляет Вату, унимая боязнь неадекватности или неспособности наслаждаться в полную меру.
Острый - усиливает Питту, активно увеличивая приток гормонов и пищеварительных соков, что облегчает и переваривание пищи, и проявление гнева. Оно ослабляет Капху, уменьшая самоудовлетворение, и временно ослабляет Вату, позволяя выразить сдерживаемое до поры возмущение. В конечном счете, однако, острое усиливает Вату, истощая органы и железы. Это «выжимает вас досуха», ограничивая ваши возможности проецировать вовне агрессивность или несчастье.
Горький - лучший из всех шести вкусов. Как говорит доктор Васант Лад, «чем горше, тем лучше». Небольшое количество Горького помогает уравновешивать в теле все прочие вкусы. Подобно тому как умеренное недовольство собой и своей жизненной ситуацией побуждает человека к переменам, Горькое расширяет чрезмерно суженные каналы (тем самым ослабляя Капху и ее самодовольство) и сжимает слишком широкие каналы (тем самым ослабляя Питту и ее гнев). Однако злоупотребление Горьким усиливает Вату, поскольку неудовлетворенность и безостановочные перемены порождают неуверенность и страх.
Вяжущий - сжимает, уводя человека прочь от самоудовлетворенности Капхи и самовозвеличивания Питты. Это сжатие усиливает боязнь недостаточной чувственной «подпитки» и ведет к усилению Ваты.
Горький, Острый и Вяжущий вкусы усиливают Вату и ослабляют Капху. Их легкость уменьшает ваше желание оставаться связанным со своим телом и затрудняет самоотождествление вашей личности с вашим телом, даже если она хочет продолжать это делать. Сладкий, Кислый и Соленый вкусы усиливают Капху и ослабляют Вату. Их тяжесть увеличивает как вашу способность к самоотождествлению с телом, так и вашу заинтересованность в этом. Все мы - жертвы наших вкусов и эмоций.
Прана - это жизненная сила, то же, что ци или ки в восточной медицине. Она соединяет единой нитью дыхания тело, ум и дух, подобно жемчужинам в ожерелье, и заставляет их жить и действовать как единый организм. Теджас - это сила трансмутации, позволяющая телу, уму и духу влиять друг на друга, несмотря на то что они существуют на разных планах. Оджас, тончайшее проявление силы иммунитета, - это своего рода цементирующий клей, скрепляющий все эти компоненты и интегрирующий ваше существо. Прана, Теджас и Оджас связывают воедино ваши тело, ум и дух.
Три доши - Вата, Питта и Капха - это грубые проявления Праны, Теджаса и Оджаса, которые, однако, не являются дошами. Вата - это менее устойчивая форма Праны, Питта - более реактивная форма Теджаса, а Капха - более инертная форма Оджаса. Когда физическое, умственное и духовное пищеварение достигают своего пика, Вата, Питта и Капха образуются из Праны, Теджаса и Оджаса именно в тех количествах, которых достаточно д ля осуществления необходимых телесных функций.

аюрведа, природа, философия жизни, практика, человек

Previous post Next post
Up