Га Лхаканг Ринпоче:
Сознание или ум не создано никем. Возникает вопрос: - где его можно найти: - В голове? - В мозгу? - В животе? - В ногах? - Или в руках? Сознание может болеть. У сознания есть чувства и ощущения. Если бы чувств не было, то не было бы Бардо. Если видеть сон, то также можно испытывать ощущения во сне. Эти ощущения помогают понять где оно находится. Подумайте, какая у сознания форма. Если у вас возникает привязанность к вещам, то поясните где находится этот Я, у которого возникает привязанность? Все явления являются проявлением нашего ума( сознания). Все завит от способности восприятия нашим умом. Тогда ум представляет собой какую природу? Говорят, что у сознания нет сознания. Если создать вещь, то эта, созданная кем - то вещь имеет природу непостоянства. Так как наше сознание никто не создал, то сознание имеет н е п р е к р а щающуюся природу. Природа сознания это пустотность. Подобно ли оно небу или пространству? Сущность сознания это пустота. Но хотя оно пустое , оно не прекращается и проявляется в виде чего угодно. Нельзя сознание убить, как то прекратить его, взять в плен. Но из пустотной природы ума возникают разные явления. Сознание б е с п р е пятственное. Счастье или несчастье, красивый или безобразный, ощущения и разные видимости, они постигаются нашим сознанием, а не нашим телом. Если ущипнуть себя за ногу, мы почувствуем боль, если ущипнуть труп, он ничего не чувствует. Поэтому чувствует наше сознание, а не тело.
1. Пространство является самым могущественным из элементов, владеет и подчиняет другие элементы (огонь, воду, металл, воздух) которые находятся в нем, как и сознание подчиняет все элементы, находящиеся в нем.
2. Сознание лишено рождения и прекращения. Существует в силу своей чистой природы.
3. У такого сознания природа пустотна. У сознания нет сознания. Невозможно ухватить его или удержать.
4. На что похоже сознание? Чтобы это понять нет необходимости что-то делать. Просто пребывать в расслабленном состоянии, в естественном состоянии своего тела. Ничего не делайте, ничего не предпринимайте.
Чтобы постичь это, спина должна быть всегда прямая, чтобы каналы были прямыми и энергии в них двигались беспрепятственно. Этот ум, эти ветра пребывают в каналах нашего тело. Если будет чисто наше тело, то будут чисты наши каналы, и если чисты каналы будут чисты ветра. Если будут чисты наши ветра, то сознание будет пребывать. Если мы сидим прямо то каналы и ветра выпрямляются. От этого наше дыхание будет чистым и лёгким. Если вы сможете хорошо дышать, то сознание становится чистым и лёгким. Поэтому примите правильное положение тела смотрите перед собой с открытыми глазами. Ничего не надо делать со своим сознанием, как оно есть так пусть и будет. Пребывая таким образом у нас не возникают двойственные мысли, мы не можем сказать, что ощущаем, что-то хорошее или что-то плохое, что-то далёкое что-то близкое, что-то свое что-то чужое. Пребывание в природе своего ума, оно никак не мешает созерцать видимые обьекты, пребывание происходит в равностном состоянии ума. Сознание нейтральное, в нем не возникают трех омрачающих эмоций. Сознание ясное и находится в гармонии, пребывает в одном месте в виде мягкого ясного света. Все наши омрачения ума и все пять клещ уничтожаются под корень, и вследствие этого проявляются пять мудростей, и вместе с этим мы обретём совершенное состояние Будды. Такое естественное никем не созданное состояние ума необходимо стараться поддерживать как можно дольше, и стараться находиться в нем постоянно. У каждого адепта будут переживания не похожие на ощущения других. Эти переживания невозможно как то пересказать, но они ощущаются на собственном опыте. Именно в силу этого, достигнув просветления Будда не давал учения в течении 49 дней. Именно поэтому Будда не учил введению в суть ума, так как люди не поймут это состояние, только через собственный опыт можно достичь это состояние ума. Пребывая в таком состоянии невозможно, чтобы возникали какие то эмоции. И даже цари достигали состояния архата. Если оставить эту практику, то пойдёт регресс, омрачения вернутся. Если нет желания, то не возникает бодхичитта. Если не возродили бодхичитту , то невозможно будет практиковать Дхарму. Вы просто не будете хотеть это делать. Практика есть ежедневные наши действия, мы должны уметь практиковать везде. Что украшает практику. Это В н и м а н и е, б д и т е л ь н о с т ь и о с т о р о ж ность. Если у вас есть эти три качества ума, то вы всегда будете медитировать. Каждое наше действие должно сопровождаться этими качествами ума. Тогда мы будем помнить все наши действия. Если возникает ощущение, что это состояние исчезает, то нужно вдохнуть и тихонько выдохнуть. Ум и сознание это синонимы.