Что стоит за таким, казалось бы, смиренным и кротким взглядом священника? Скальпель даже православной логики плюс гимназистский уровень знания священной истории сейчас нам помогут.
Пожалуй, события в парке “Торфянка” - это полный крах миссионерской стратегии Московской Патриархии и заслуженный повод полностью её пересмотреть. Шубин и Кормухин являются плодами агрессивного миссионерства, которое начали проповедовать Сысоев, Кураев, Стеняев, Чаплин, Смирнов и Дворкин. Они были инициаторами нападок на некие несомненно, как им казалось, отрицательные религиозные движения, что постепенно в самих православных иссушило самокритику и смирение. Они свято уверовали в собственную непогрешимость и перестали считать всех инакомыслящих иноверцев за равнозначных им людей.
Простые граждане Торфянки, не принадлежащие к их группе, не рассматриваются как имеющие право на собственное мнение. В итоге, их мирное противостояние перерастает если пока не в ответное насилие, то в активный протест против такой застройки. Агрессивной видеосъемкой друг церковной молодости Чаплина Юрий Валентинович Шубин, активно провоцирует на ответную агрессию, от которой его оппоненты пока воздерживаются.
Их миссия заключается в провокации под видом блаженных мучеников и борцов за нравственность, которые будут потом обвинять граждан в хулиганских действиях. При этом Шалимов и Шубин являются представителями агрессивной и наступающей стороной, вторгающейся в чужое пространство. Это абсолютный крах миссионерских идеалов, которые провозглашались в РПЦ до недавнего времени.
Даже не зная четкого психологического портрета Юрия Шубина, можно смело утверждать, что у него просто нет другой стратегии, и он делает то, что ему и удается. Он уперся лбом в стенку и покраснел от этого. Он не знает, как по другому себя вести. В высшей степени неразумное, деструктивное поведение, не имеющее отношения к христианству в традиционном понимании.
Аналогично и с хамским взглядом протоиерея Шалимова, что он даже не слышит абсценных обращений окруживших его машину. В начальный период истории христианства имелись такие стратегии мученичества и исповедничества, которые были впоследствии были осуждены церковью как ревность не по разуму. О смерти прямо в парке "Торфянка" тут речи нет, и даже смешно, как нет и речи о том что Шубину и Шалимову удобны слова основателя их религии «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой.” (Евангелие от Матфея гл.10 ст.23)
"Клуб самолюбования собственной исключительностью, ах как мы заставили сегодня их бесноваться!" Иначе и не назвать этот кадр.
Кажется в пособии Кураева “Агрессивное миссионерство” есть фраза “Истинная святость - это миг максимум в одну секунду, миг подобный фотовспышке”. Иначе поведение Шубина, который с жадностью едет каждое воскресение в точку конфликта даже с ребенком, объяснить не возможно. А самым максимальным моментом, этаким духовным оргазмом, пожалуй, стоит считать начало легких пинков от местных жителей, но кончить акт благополучно для здоровья помогают отнюдь не ангелы, а московские полицейские. И Юрий Валентинович снова будет ждать следующего молитвенного стояния пуще исповеди с причастием.
Юрий Шубин и Всеволод Чаплин. (Оба рядом на заднем плане. Возле Духовского храма Троице-Сергиева Лавры, 1980е)
Аналогично и с протоиереем Олегом Шалимовым, духу которого противны советы Аввы Дорофея о дерзости во взгляде. И он четко осознает, что никаких слов в оправдание ему лично не подобрать, а внутриклановые термины гундяевской франшизы типа “ВЛАДЫКА БЛОГОСЛОВИЛ!” не работают в системе светских координат.
К сожалению, защитников парка “Торфянка” продолжение следует…
Роман Багдасаров, Михаил Баранов (текст и кадры из видеопрезентации “Анатомия православного активизма” в фильме “Гундяевка”)