Первенец плана ГОЭЛРО, одна из старейших действующих электростанций России, это ещё и объект культурного наследия и исторический памятник. В настоящее время электростанция - важный электроузел, снабжающей электроэнергией Ленинградскую область.
Ещё в 1914 году инженер Генрих Графтио разработал проект. Но до Октябрьской революции его так и не осуществили из-за упорного сопротивления имеющих паровые станции акционерных электрических обществ, для которых получение Петроградом дешевой электроэнергии Волхова было попросту невыгодно. Высказывались совершенно разнообразные возражения против строительства: дороговизна, ненадежность геологического основания, отсутствие опыта. Потом промышленники просто скупили все земли вокруг, чтоб не дать возможности построить станцию.
После прихода к власти коммунистов, в январе 1918 года Владимир Ленин заинтересовался строительством Волховской ГЭС. Он дал поручение обратиться к Графтио с просьбой предоставить смету Волховстроя.
Ленин подробно ознакомился с предложением Графтио. Он оценил значение Волховской ГЭС для электроснабжения Петрограда, который переживал острейший топливный кризис в связи с прекращением поставок английского угля и трудностями транспортировки донецкого угля и бакинской нефти.
19 декабря 1926 года состоялась церемония торжественного ввода в эксплуатацию Волховской ГЭС. Ток, выработанный первенцем ленинского плана ГОЭЛРО, стал на регулярной основе поступать в город по линиям 110 кВ
И вот, в это знаменательный день, компания ТГК-1 пригласила нас, блогеров, совершить экскурсию по станции и поучавствовать в торжествах по случаю 90 летия с начала эксплуатации.
Сама станция меня поразила в первую очередь своими интерьерами, сохранёнными с момента её постройки, огромные арочные окна в машинном зале - это нечто!
Есть в этом какая-то особенная красота!
Выдающийся инженер Графтио не только электростанции строил, он ещё и спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге по нескольким маршрутам, первый из которых открыли 29 сентября 1907 года
Многое из оборудования ( в том числе и несколько турбин) работают с момента открытия станции, в наш век одноразовых вещей это особенно поражает.
Восторженные блогеры бродят по залу
И лезут, куда только можно)))
Особо настойчивым удалось попасть в зал управления
Автоматика, конечно была полностью заменена, а вот многое другое осталось. Например панели из мрамора (доступного пластика, не проводящего электричество, на момент постройки станции ещё не было)
Или вот такие переключатели
Ещё лучше
Дорвавшись, мы обследовали все самые потаённые уголки
Но самые лучшие фотки были из окошка туалета )
oksa_sun подтвердит)
У меня получилось вот так
Важное событие, приуроченное к юбилею, это открытие монумента в честь строителей и энергетиков Волховской ГЭС. Основой для него стало рабочее колесо турбины, которое проработало с 1926 по 2009 год, как символ создания энергии, которой управляют люди.
Более 15 тысяч человек - рабочих, инженеров учёных, трудились на строительстве ГЭС.
Особый период для Волховской ГЭС - начало Великой Отечественной. Уже в первые дни войны станцию заминировали. Энергетики трудились фактически «верхом на взрывчатке», которую предполагалось подорвать лишь только немцы войдут в город, чтобы уничтожить оборудование ГЭС.
В октябре 1941 года, при подходе к ГЭС немецких войск, оборудование станции было демонтировано и вывезено на Урал, но по приезду даже не стали разгружать и отправили обратно, блокадный Ленинград тоже нуждался в энергии. По дну Ладожского озера был проложен кабель, который снабжал электричеством блокадный город.
Мы побывали на ещё одном значимом событии - открытии современного музея истории Волховской ГЭС. В нем представлены уникальные документы, фотографии и технические экспонаты.
Кабинет инженера Графтио
Прекрасным завершением этого насыщенного дня стал праздничный салют. Мне кажется весь город и окрестности съехались, чтоб полюбоваться.
Спасибо
spbblog, Роману Поликарпову и компании ТГК-1 за это незабываемый день!