После освоения
кружочков из фанерки начинается следующий этап. Выпиловка по металлу. Металл - медь, латунь, нейзильбер - что-то из этого. Толщина около1 мм (по вкусу:). Можно потоньше, толще не стоит пока. Слишком тонкий металл будет мерзко дребезжать, деформироваться и портить кайф:)
Я уже писала, что при выпиловке на металле есть свои моменты, на которые стоит обратить внимание. Вот сейчас мы их и рассмотрим.
Что нужно для счастья:
-) лобзик
-) пилки vallorbe 3.0 или 4.0
-) финагель для выпиловки (как в предыдущей части поста)
-) орнамент, напечатанный на бумаге
-) клей, я использую момент кристалл. Короче, резиновый клей тут подойдет.
-) керн, молоток (что это такое, написано
здесь)
-) бормашинка со сверлом (минидрель\шуруповерт\цанга со сверлом - что есть)
-) плоская синтетическая кисть
Я буду показывать на примере своей учебной работы, там как раз мне нужно выпиливать детальки.
Берем заготовку металлической пластины. Если металл неровный, то его нужно отжечь до малинового цвета и выровнять деревянным молотком на наковальне. По буграм выпиливать не стоит. У меня заготовка только что из вальцов, ровная. Орнамент, предварительно распечатанный в масштабе 1:1, нужно вырезать приклеить на металл.
Я приклеила детали к заготовке:
Жду, пока приклеится.
(дальше монтаж, я расчленила все детальки, пока батарейки для фотика заряжались, дальше буду пилить по отпиленной от основного пласта детали)
Сразу напишу отступление про воск. Для того, чтобы пилки служили дольше, советуют натирать их воском. Но на деле воск плавится и засоряет рисунок. С ним пилить, может, и хорошо, но уж больно долго. Потому что постоянно приходится чистить деталь от воска. Я предпочитаю выкинуть лишнюю пару пилок, но сэкономить время.
Начинаю пилить. Запиливаюсь неглубоко в край финагеля, останавливаюсь, прикладываю деталь к пилке нужным местом, продолжаю пилить и финагель, и деталь одновременно. Когда на детали образуется небольшой запил, около миллиметра, я перестаю пилить. Перекладываю деталь в центр финагеля, и пилю уже одну только деталь по нужной линии, как нарисовано на бумажке.
Для чего такие сложности? Если начинать пилить сразу металлическую деталь, положив её в центр финагеля, пилка в самом начале может сорваться и пропилить не то место на детали. Получится зазубрина, которую потом придется удалять. А когда пилка сидит в финагеле, ей соскакивать уже некуда и она будет пилить деталь в нужном месте.
Теперь с картинками. Общий вид. В финагель я запилилась, металлическую деталь приложила:
То же самое, крупнее:
Вот форма детальки, которую мне предстоит выпилить:
Вот на этой фотке я уже передвинула деталь по центру финагеля, она лежит над прорезью в финагеле, пилка лобзика пилит только деталь. Я уже пропилила одну линию и разворачиваю пилку, собираюсь выпилить внешний угол:
Опилки, которые образуются при выпиловке, нужно смахивать плоской кисточкой в шафлатку. Фото кисточки нет, может потом доложу.
Как выпилить внешний угол - надо выгрызть пилкой пространство для разворота и развернуть пилку на нужный угол.
Схематично эта операция выглядит так:
Не уверенна, что картинка понятна, поэтому напишу словами.
Мы пилили по линии и дошли до угла(серый распил). Нам надо развернуть пилку(синий прямоугольник) направо по часовой, чтобы продолжить пилить по линии (черная линия разметки). Для этого мы запиливаемся в пространство слева(красная штриховка) до тех пор, пока слева не образуется достаточно места для разворота пилки. И пилим по линии разметки дальше.
Схему нарисовала только на внешний угол. Для внутреннего угла нарисую картинку апдейтом. Там та же система, но только если при развороте на внешний угол можно допустить погрешности (пропилить выше вверх, выгрызать пространство по окружности), то для внутреннего угла важна четкость, чтобы сохранить форму детали.
Вот здесь на фото видно, что я пропилила пространство для разворота выше, чем рисовала на схеме. В данном случае это не важно и так можно было сделать.
Таким образом выпиливаю почти всю деталь:
И перед самым окончанием выпиливания (примерно за миллиметр-полтора до конца) я вновь запиливаюсь в финагель, и дальше пилю и финагель, и деталь (как в самом начале). Вот так:
Так заканчивают пилить для того, чтобы в конце не отпилить пальцы. Если допиливать деталь в центре финагеля, то когда деталька отпилится, пилка по инерции продолжат движение вперед. А впереди чаще могут быть пальцы. Причем без толку отслеживать тот момент, когда наконец деталь допилится, чтобы вовремя остановится. Все происходит в доли секунды. Раз - и полоса по пальцам. Для того, чтобы этого не случилось, нас учат заканчивать пилить в финагеле: пилке из дерева деваться некуда.
Всё, я отпилила заготовку. Пилка зафиксирована в финагеле.Я специально запиливаюсь в финагель поглубже для наглядности. На деле вовсе необязательно так глубоко запиливаться, пары миллиметров достаточно:
Что делают, когда выпиливают ажурный орнамент: все то же самое, только в нужных местах (там где нужно выпиливать всякие внутренние замкнутые контуры) стучат керном и сверлят отверстие, чтобы продеть пилку. Ну, например вот так:
Допустим, здесь нужно выпилить внутренний орнамент. Красной точкой я указала одно из мест, куда можно засверлиться , продеть туда пилку и оттуда пилить.
В заключении про рисунок. Его клеят на бумажке, как я описала выше, переводят на гуашь, прорисовывают чертилкой. Из хэндмэйкерской практики нам известны и другие способы перевода рисунка, например, горячим утюгом. Не важно, как переводить рисунок, тут свобода творчества, ограничений нет.
Вроде, про металл все. Спрашивайте, если я что-то забыла.