Я давно обещала выложить пост об отжиге, вот наконец руки дошли. Хотя фоткали мы еще в прошлом году, как-то все не до того было. За фотоматериал спасибо
Руфине Галиевой.
В общем, что хочу сказать: операция отжига-то сама по себе не хитрая. И это всех подкупает. Но иногда я вижу, что некоторые делают это неэффективно, вот для них и пишу, надеюсь, пригодится:)
Для начала, конечно, все в курсе, в чем суть отжига: металл нагартовывается в процессе обработки - кручения, гибки, опиливания и пр. И чтобы снять эти напряжения, металл отжигают и он вновь становится мягким и податливым в работе.
Популярные ошибки при отжиге проволоки: вытянуть проволоку во всю длину и отжечь по этой длине. В работе с тонкой проволокой, особенно с серебром, вообще не вариант: где-нибудь да оплавится.
Нельзя дуть в одно и тоже место долго - оплавится.
Самый провальный вариант отжига, это когда проволоку вытягивают в длину и дуют горелкой поперек. Руку с горелкой при этом ведут по длине проволоки. Это как раз один из примеров неравномерного отжига.
В воздухе не отжигают, это делают на огнеупоре (леткале).
Показывать буду на примере медной проволоки. Проволоку сворачивают в бухту. Основное условие: бухта должна быть ровной, из нее не должно ничего торчать. Все что будет торчать, теоретически может оплавится или перегреться.
Есть несколько способов свернуть ровную бухту. Самый распространенный, это намотать на что-то цилиндрическое, снять аккуратно готовую бухту и обмотать чем-нибудь. Тут вопрос чем:) Если в работе медяшка или сплав на основе меди, то можно тем же ненужным куском медяшки и обмотать бухту. В этот раз я так и поступила. А если в работе серебро, то лучше биндрой. Биндра - нихромовая или фехралевая проволока, в основном она полезна при пайке. Серебром, как правило, не обматывают серебряные бухты, чтобы не оплавилось.
Есть еще способы свернуть бухту, но сложно описать словами. Там такие движения, по степени хитрости сравнимые с плетением косички. Это надо показывать, так что остановимся пока на самом распространенном способе с наматыванием на цилиндр.
Готовую аккуратную бухту кладут на огнеупор. У меня в данном случае кирпичи. Если в помещении слишком светло, то лучше поставить заслонку от света. У меня эту функцию выполняет кирпич, поставленный на ребро.
И дуют горелкой круговыми движениями, чтобы вся бухта нагревалась равномерно. Отжигают бухту до малинового цвета.
На изделие никогда не дуют перпендикулярно, горелку держат под углом. Иногда этот угол меньше, чем на фото. Когда я отжигаю листовой материал или пруток, я меньший угол даю и грею как бы вдоль.
Это в процессе нагрева, еще недоотожглось, просто покрылось темной окалиной:
Вот тот самый момент. Про малиновый цвет это условно, имеется ввиду такой неярко красный. На фото бухта справа как раз малиновая:
А вот теперь я перегрела пару витков обмотки, для наглядности. Сравните цвет. Вот это ни разу не малиновый, это цвет перегрева. До такого цвета отжигать саму бухту не надо:
Готово. Горячую бухту хватают стальным пинцетом и прямо сразу в воду, чтобы она сказала "пшик". У нас вода в ведерке "вкуснотеево".
Это касается меди..
Строго говоря, тут есть разные сценарии. Есть красноломкие металлы, и они должны остывать на воздухе. Если их сразу кинуть в воду, то они станут хрупкими. К таким металлам относятся почти все золотые сплавы, платина и палладий (если мне не изменяет память).
А вот медь, почти все латуни, нейзильбер, мельхиор и серебро как раз кидают в воду сразу же после того, как выключают горелку. От резкого охлаждения повышается пластичность этих металлов.
Вынимаем из воды бухту и имеем на руках вот такую картину. Такая некрасиво окислившаяся медь. Её нужно отбелить.
Для отбела цветмета и серебра отлично подходит лимонная кислота. Как промышленная, так и съедобная, из гастронома. Столовую ложку (или чуть больше я иногда развожу) лимонки кидают в бурошницу, на наполненную водой (пропорции очень примерные и могут свободно креативно корректироваться).
Про бурошницу еще раз: на самом деле она называется кокотница, нормальные люди в ней жульен готовят. И продается, соответственно, в посудных отделах. Но с тех пор, как мы начинаем мешать в этой кокотнице отбел или флюс, она автоматически становится бурошницей (от слова "бура" - универсальный флюс).
Бурошницу греют до полного растворения лимонки:
Когда лимонка растворяется, в бурошницу кидают изделие (в нашем случае бухту медной проволоки) и греют до кипения. Как закипит, оставляют и ждут, когда окислы сойдут. Иногда изделию надо поплавать какое-то время в горячей лимонке, чтобы окислы окончательно отошли. Изделие из лимонки вынимают медным или титановым пинцетом, стальным пинцетом в лимонку лазить нельзя.
После лимонки опять промывают в воде.
И проволока вновь готова к работе, красивая вся такая пластичная розовая медяха.
Лимонку не обязательно греть горелкой, можно электроплиткой. Особенно если большой объем.
И отжигать горелкой, думаю, необязательно. Вполне можно попробовать такую же бухту так же отжечь на газовой плите, если схватить её стальным пинцетом навесу. Но это из разряда "приспособиться к отсутствию условий", а не нормальной практики.
Вроде все, если я что-то забыла, пишите, дополню.