СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ (МЕЧЕВ),(1859-1923)-известный русский протоиерей начала ХХ века, настоятель храма святителя Николая в Клённиках.
....Молитва отца Алексия никогда не прекращалась. На своем примере батюшка показал, что при житейском шуме и суете города можно быть далеким от всего земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу еще здесь, на земле.
Когда его спрашивали, как наладить жизнь прихода, он отвечал: «Молиться!» Призывал своих духовных чад молиться за панихидами: «Еще раз ты войдешь в соприкосновение с усопшими... Когда предстанешь перед Богом, все они воздвигнут за тебя руки, и ты спасешься».
.... Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла по благословению владыки Арсения (Жадановского) в храм отца Алексия. Появилось немало молодежи, студентов, которые увидели, что революция вместо обещанных благ принесла новые бедствия, и теперь стремились постичь законы духовной жизни.
Огромное влияние на становление отца Алексия как пастыря сыграла встреча в 1901 году с отцом Иоанном Кронштадским, к которому он обратился за помощью и поддержкой после смерти своей любимой жены. «Ты жалуешься и думаешь, что больше твоего горя нет на свете, так оно тебе тяжело. А ты будь с народом, войди в его горе, чужое горе возьми на себя - и тогда увидишь, что твоё горе маленькое и лёгкое по сравнению с тем горем; тебе и легко станет», - ответил ему Кронштадский пастырь.
С этого времени отец Алексий весь уходит в чужое горе и в чужое страдание. «После же совместного с отцом Иоанном совершения Литургии, - говорил он, - меня охватил огонь пламенной любви к Богу и ближним, и я понял как всю Тайну Евхаристии, так и значение пастырского душепопечения». Ежедневное совершение Литургии получило новый смысл, и начался многолетний труд по устроению богослужебной жизни Маросейского храма.
В 1919 году патриарх Тихон дал благословение на устройство в Маросейском храме общины, и отец Алексий стал создавать православную общину - «монастырь в миру» - которая смогла в условиях жестоких гонений сохранить традиции живой жизни в церкви и стать закваской для возрождения церковных общин в конце ХХ века. Внешне в образовании маросейской общины не было ничего необычного для того времени - образованием общин и православных братств Церковь ответила на гонения и репрессии по отношению к ней со стороны безбожной власти. И всё-таки в общине отца Алексея Мечёва было нечто своё, отличавшее её от других общин того времени. Он строил основание своей общины на главной заповеди - «Возлюби Господа Бога и ближнего твоего». Постоянно трудясь над созиданием тесной духовной семьи, отец Алексей приучал своих духовных детей заботиться друг о друге, навещать заболевших, помогать нуждающимся.
«Маросейская община, - писал в 1924 году отец Павел Флоренский, - была по духовному своему смыслу дочерью Оптиной Пустыни: тут жизнь строилась на духовном опыте. Отец Алексий учил своею жизнью, и всё вокруг него жило, каждый по-своему и по мере сил участвовал в росте духовной жизни всей общины. Поэтому, хотя община и не располагала собственной больницей, однако многочисленные профессора, врачи, фельдшерицы и сёстры милосердия - духовные дети отца Алексия - обслуживали больных, обращавшихся к отцу Алексию за помощью. Хотя не было своей школы, но ряд профессоров, писателей, педагогов, студентов, также духовных детей отца Алексия, приходили своими знаниями и своими связями на помощь тем, кому оказывалась она потребной. Хотя и не было при общине своего организованного приюта, тем не менее, нуждающихся или обращавшихся за помощью одевали, обували, кормили члены Маросейской общины, проникая во все отрасли жизни, всюду своею работою помогали отцу Алексию в деле «разгрузки» страждущих. Тут не было никакой внешней организации, но это не мешало быть объединенными единым духом».
Богослужение в храме отец Алексей проводил по монастырскому чину, ежедневно совершал Евхаристию и призывал своих духовных чад по возможности часто причащаться Святых Тайн - в этом он видел основу подлинного духовного развития человека и его жизни в Церкви. Раз в месяц в его храме совершались ночные богослужения, литургия начиналась в 5 часов утра. Апостольское послание отец Алексий читал на русском языке. Почти все, кто был в храме, причащались и после службы собирались в нижнем помещении храма на агапу...
#inelisaveta #mon_sofia #православие #история #общество #россия #праведныйалексиймечев #москва #алексиймосковский