В воскресный день 14 марта закончилась третья подготовительная седмица перед Великим постом. Это воскресенье именуется Церковью Неделей сыропустной, воспоминанием Адамова изгнания, а также Прощёным воскресеньем, поскольку на вечерне в этот день совершается чин прощения
http://svlavra.church.ua/2016/03/13/nedelya-syropustnaya-proshhyonoe-voskresene/«ЕСЛИ ВЫ НЕ БУДЕТЕ ПРОЩАТЬ ЛЮДЯМ...»
Тема прощения - основная во всей последней неделе перед Великим постом. Всю седмицу христиане готовятся к воскресенью, издавна в народе наречённом «Прощёным». Рассматривая свою жизнь, каждый из нас выявляет старые обиды и старается примириться со всеми своими ближними.
В Прощёное воскресенье за Божественной литургией в Евангельском чтении мы слышим отрывок из Нагорной проповеди Спасителя, в которой так много говорится о том, как велика в очах Божиих способность человека к прощению. В этом месте Святого Евангелия как нельзя лучше отражается всё содержание Прощёного воскресенья и весь его смысл: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). В другом месте Нагорной проповеди мы читаем слова, по смыслу подобные этим: «Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2).
«НЕ СУДИ́ТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ» - так звучит наш завет с Богом, обещание получить от Бога прощение в вечности взамен на наше умение прощать здесь и сейчас, в жизни земной.
«И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАШИ, ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ…» (Мф. 6, 12)
Обетование прощения наших грехов Господь даровал нам и в Своей молитве, которую каждый православный христианин знает наизусть и много раз в день молится ею. В молитве Господней мы просим у Бога прощения наших грехов настолько, насколько прощаем сами.
Есть на Афоне один древний обычай, по которому брат, не желающий помириться со своим ближним, должен во время чтения «Отче наш» пропускать слова «и остави нам долги наша». Также относились к этому и Оптинские старцы, запрещая молиться этими словами тем братиям, которые не желали примиряться. Ибо тогда они бы являлись лжецами перед Богом, говоря «остави нам долги наши, якоже и мы оставляем», а сами бы долгов не оставляли.
По мнению святых отцов, молитва «Отче наш» является кратким изложением всего Евангелия. В ней мы находим откровение о том, что всё в нашей жизни - и земной, и будущей, вечной жизни - зависит только от Бога, а от нас для нашего спасения требуется, в конечном счёте, только одно - умение прощать.
«СОЛНЦЕ ДА НЕ ЗАЙДЕТ ВО ГНЕВЕ ВАШЕМ»
В посланиях апостола Павла к Ефесянам есть такие слова: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26 ). По словам святителя Иоанна Златоустого, «Хорошо не гневаться; но если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время: «Солнце, - говорит, - да не зайдет во гневе вашем». Ты не можешь удержаться от гнева? Гневайся час, два, три; но да не зайдёт солнце, оставив нас врагами. Оно по благости (Господа) взошло, - да не зайдёт же, сиявши на недостойных. Если Владыка послал его по многой Своей благости и Сам оставил тебе согрешения, а ты не оставляешь их своему ближнему, то подумай, какое это большое зло. При том от него может происходить и другое зло. Блаженный Павел опасается, чтобы ночь, захвативши в уединении человека, потерпевшего обиду и ещё пламенеющего (гневом), не разожгла огня ещё более. Днём, пока ещё многое раздражает тебя, тебе позволительно дать в себе место гневу; но когда наступает вечер, примирись и погаси возникшее зло».
Тем паче подобает каждому из нас простить все обиды и примириться со всеми своими ближними в Прощёное воскресенье, предваряющее Великий пост, ведущий нас путём воздержания, поста и молитвы к празднику Светлого Христова Воскресения. И чтобы быть достойными грядущей пасхальной радости, в этот воскресный день, в Прощёное воскресенье по слову Пасхальной стихиры «рцем братие и ненавидящим нас, простим вся Воскресением» - что значит «скажем: «Братья!» и ненавидящим нас, - всё простим ради Воскресения».
Дай Бог всем нам вступить на поприще святого Великого поста с чистым сердцем и пройти его в духе молитвы святого преподобного Ефрема Сирина «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» В этом начало нашего покаяния, очищения нашей совести, это начало нашего духовного возрождения, это путь к прощению и воскрешению души - источнику нашего спасения.
«МЫ ВСЕ ВИНОВАТЫ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТЬЮ»
(Фрагменты проповеди архиепископа Святогорского Арсения на чине прощения в Прощёное воскресенье, 22.02.2015 г.)
«…Мы просим у Бога прощения, но при этом, братья и сестры, мы должны прощать и других, если сами желаем этого прощения. Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал очень строгие слова: «Кто не прощает ближнему своему, тот уже отпавший от Церкви». Такой человек уже не является чадом церковным, не является наследником Царствия Небесного, не является чадом Божиим, потому что Господь не только в словах, но и на деле исполнил эти слова. Вспомните, когда Он был распятый, что Он говорил, обращая Свои взоры к беснующейся и распинающей Его толпе: «Господи! Прости им, не ведают бо, что творят». И по слову Христову многие угодники Божии, такие, как священномученик Владимир, митрополит Киевский благословлял своих убийц теми же словами Христовыми, и первомученик архидиакон Стефан говорил о своих убийцах, побивающих его камнями: «Господи! Не постави им греха сего!»
И мы в жизни этой согрешаем, братья и сестры, друг перед другом, и виновны друг перед другом. И виновны не только перед теми, кого знаем, - мы виновны перед всем миром. Виновны перед теми, кого и не видели никогда, с кем никогда и не общались. Но многие скажут: «Да как же так? Я этого человека и не видел, и не знаю, никогда не общался, как это я могу перед ним быть виноватым?» Мы все виноваты друг перед другом своей греховностью, своим состоянием духовным, братья и сестры. Ведь где лучшее общество - там, где лучшие люди. А люди - это конкретно каждый из нас. И если каждый из нас заражён грехом, заражён неправдой, далёк от заповедей Божиих, то какое же тогда и общество? И что полезного тогда оно может сотворить? Грех пронизывает тогда не только семейную жизнь, но и общественные отношения, и государственные административные структуры пронизывает грех, потому что везде стоят конкретные люди со своей греховной заражённостью.
«КАЖДЫЙ ИЗ НАС ВИНОВАТ И ПЕРЕД БЛИЖНИМ СВОИМ, И ПЕРЕД ВСЕМ МИРОМ»
И то, что творится в мире, братья и сестры, бедствия, страдания людей, болезни - это всё происходит, как и наши деды и прадеды говорили, по грехам нашим. Потому что как говорят святые отцы, грех - это смрадная приманка, на которую выходят бесы из ада и творят свои беззакония в мире. И каждый из нас, творя грехи, значит, раскладывал приманку для этих духов злобы поднебесной. И они, соответственно исходя на эту приманку греховную, которую каждый из нас разложил, творили зло и беззакония, причиняли бедствия и страдания людей в мире.
Поэтому каждый из нас виноват и перед ближним своим, и перед всем миром. Как нам хочется себя оправдать, как хочется найти кого-то виноватого, как хочется осуждать всех! Как хочется требовать идеала жизни от всех, забывая, что это самое мы должны требовать от самих себя, потому что на Страшном суде мы будем отвечать не за тех, кого осуждаем, а каждый будет отвечать сам за себя.
«ТАМ, ГДЕ ПРОЩЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ - ЭТО И ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ»
…Сегодня мы полагаем основание Великому посту. Основание, которое даёт нам право называться чадами Божиими, наследниками Царствия Небесного. Потому что Царство Небесное - это там, где мир, там, где смирение, там, где единомыслие, там, где братская любовь. Там, где прощение друг к другу - это и есть Царствие Небесное. «Царство Божие внутрь вас есть» - говорит Священное Писание. Мы можем это Царство Божие внутрь себя стяжать, братья и сёстры, стремлением жить по-Божьему.
Мы можем в душе своей и ад носить. Не трудно просить прощения, не трудно каяться в грехах своих, трудно с грехами жить. Трудно пребывать в нераскаянной злобе и неприязни, вот это тяжело носить. А просить прощения, чувствовать себя виноватым - да в этом только облегчение! Недаром Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть».
И сегодня Господь каждого из нас призывает задуматься над греховностью своей собственной души. И из глубины созерцания этого своего греховного состояния чтобы мы уже, братья и сестры, чувствуя свою вину перед Богом, чувствуя свою нищету духовную, взошли на первую ступень блаженства: «Блаженны нищии духом». И тут же в продолжении слышим великое обетование Божие: «Яко тех есть Царство Небесное».
….Дай Боже, чтобы желание сердца прощать и быть прощёнными, это здравое духовное состояние преумножалось в каждом из нас и со всеми, кто будет сталкиваться с нами здесь, на поприще земной жизни».
#inelisaveta #mon_sofia #православие #адамовоизгнание #история #великийпост #общество #прощение
#изгнаниеизрая #прощеноевоскресение