26 ЦИТАТ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО

Aug 15, 2020 20:16





Владыка Антоний имел невероятный дар слова. Искать в его беседах и проповедях наиболее яркие места - дело неблагодарное, потому что каждая буква, каждый звук в его словах неслучайны, выстраданы и глубоко продуманы. Наша подборка, таким образом, не является сколько-нибудь попыткой найти лучшее среди того, что говорил митрополит Антоний. Это всего лишь некоторые его слова, которые, возможно, для кого-то станут поводом для новой Встречи с Владыкой.

1.Мы не всегда доверяем тому, что Бог в нас верит; и поэтому мы не всегда способны верить в себя. («Человек перед Богом»)

2.Только тот может другого учить и вести, кто сам является учеником и послушником. («Человек перед Богом»)

3.Ближний, в понимании Евангелия, это тот, кто нуждается в нас. («Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»)

4.… требовательность в любви сказывается, прежде всего, в том, чтобы любимого человека вдохновлять, чтобы его уверить в том, что он бесконечно значителен и ценен, что в нем есть все необходимое, чтобы вырасти в большую меру человечности. («Человек перед Богом»)

5.Дело пастыря - вглядываться в своих пасомых, вглядываться молитвенно, вглядываться смиренно и им помочь стать тем, чем они призваны Богом. («Пастырство»)

6.Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет…(«Пастырство»)



7.Ставьте перед собой вопрос, как вас судит Евангелие. Евангелие меня не осуждает, оно меня зовет к вечной жизни. Как я отвечаю на этот зов к вечной жизни Евангелия, и что мне мешает ответить на него? («Пастырство»)

8.Мы все находимся во власти времени, но по своей вине, время тут ни при чем. То, что время течет, и то, что мы куда-то спешим, - две совсем разные вещи. Спешить - это внутреннее состояние; действовать точно, метко, быстро - это дело совсем другое. («Пастырство»)

9.Поспешность заключается в том, что человек хочет быть на полвершка перед собой: не там, где он находится, а все время чуть впереди. И пока человек так живет, он молиться не будет, потому что тот человек, которого здесь нет, не может молиться, а тот, который есть здесь, не молится.(«Пастырство»)

10.Мы забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало. А вместе с тем, это - единственное несчастье человеческой жизни.(«Проповеди»)

11.Грех убивает. Он убивает нашу душу, делая ее нечуткой и черствой, он убивает отношения наши с Богом и с людьми; он убивает совесть нашу и жизнь в других, он убивает Христа на Кресте. («Проповеди»)

12.Вечность не заключается в том, что когда-то после смерти мы будем жить без конца. Вечность - это наша приобщенность к Богу. («Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»)

13.Чудо заключается в том, что Бог посредством веры человека восстанавливает гармонию, которая раньше существовала и была нарушена человеческой злобой, безумием, грехом. («Начало Евангелия…»)

14.Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно. Плакаться - недостаточно, больше того - бесплодно. («Начало Евангелия…»)

15.Любить всегда стоит дорого; потому что любить по-настоящему - это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога - его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога. («Проповеди»)

16.Не только умирать трудно - жить трудно. Иногда жить труднее, чем умирать, потому что это значит умирать изо дня в день. Умереть разом порой легче. («Проповеди»)

17.Грех убивает все в жизни - и меньше всего мы ощущаем его как смерть. Плачем мы обо всем, сетуем обо всем, горюем обо всем, кроме как о том, что заживо умираем, что постепенно вокруг нас образуется непроходимое кольцо отчужденности и от грешника, и от праведника, и от Бога, что это кольцо не может разомкнуться даже любовью других, потому что нам тем более стыдно и страшно, чем больше нас любят… («Проповеди»)

18.Иногда малая капля сердечности, одно теплое слово, один внимательный жест могут преобразить жизнь человека, который иначе должен был бы справляться со своей жизнью в одиночку (Беседа на Притчу о милосердном самарянине)

19.Кто наш ближний? Кто тот, ради которого я должен отвлечься от глубочайших переживаний сердца, от высших интересов ума, от всего лучшего, что я переживаю? - то ответ Христов прямой и простой: Всякий! Всякий, кто в нужде, на любом уровне; на самом простом уровне пищи и крова, нежности и сердечности, внимания и дружбы. («Беседа на Притчу о милосердном самарянине»)

20.Все в жизни - милость, и все в жизни может быть радостью, если радостным сердцем равно воспринимать то, что дается, и то, что отнимается. («Проповеди»).

21.Мы должны помнить, что всякий человек, кого мы встретим в течение нашей жизни, даже случайно, даже находясь в метро, в автобусе, на улице, на кого мы посмотрели с сочувствием, с серьезностью, с чистотой, даже не сказав ни слова, может в одно мгновение получить надежду и силу жить.

Есть люди, которые проходят через годы, никем не опознанные, проходят через годы, будто они ни для кого не существуют. И вдруг они оказались перед лицом неизвестного им человека, который на них посмотрел с глубиной, для которого этот человек, отверженный, забытый, несуществующий - существует. И это начало новой жизни. Об этом мы должны помнить.

22.Я предлагаю вам сейчас: в течение какого-нибудь получаса посидеть в церкви молча, не разговаривая друг с другом, лицом к лицу с самим собой, и поставить себе вопрос: справедливо ли то, что сейчас было сказано? Не стою ли я преградой на своем пути? Не набрасываю ли я свою тень на все то, что вокруг облито солнцем? Не прожил ли я всю свою жизнь, весь ее простор и глубину сводя только к себе, думая о том, что мне отрадно, что мне страшно, что мне полезно, что мне нужно? А если так - не могу ли я найти в своем кругу, в кругу своих интересов и людей несколько человек или несколько предметов, на которых я мог бы, в виде упражнения, с усилием, против всех своих привычек, сосредоточить взор и внимание так, чтобы их поставить в центр моей жизни? И спросить себя: кому я могу сделать добро? Кому я могу послужить на пользу опытом своей жизни - и добрым, и злым опытом жизни? (“Труды”)

23.Как перед лицом гроба можно начать молиться словами Благословен Бог наш? Сколько нужно веры, доверия, почитания Бога, принятия Его путей, смирения - или хотя бы воли ко всему этому, - чтобы благословить Бога в момент, когда все самое дорогое у нас отнимается… Вот это момент предельной, может быть, трезвости православного богослужения. Благослови Господа - потому что центр в Нем, не в тебе, даже не в том любимом человеке, которой лежит теперь мертвый перед тобой. Этот человек нас собрал не своей смертью, а своей жизнью, и привел пред лицо Божие созерцать пути Божии, тайны Божии, поклониться в ужасе и благоговении перед Богом, Который остается и в эти страшные моменты Богом любви.

24.Когда мы стараемся понять, какое значение Сам Бог придает человеку, мы видим, что мы куплены дорогой ценой, что цена человека в глазах Божиих - вся жизнь и вся смерть, трагическая смерть Его Единородного Сына на кресте. Вот как Бог мыслит человека - как Своего друга, созданного Им для того, чтобы он разделил с Ним вечность.

25.Каждый человек - это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.

26.Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы «Украина». Ко мне подошел молодой человек и говорит: «Судя по вашему платью, вы верующий,священник?» Я ответил: «Да». - «А я вот в Бога не верю…» Я на него посмотрел,говорю: «Очень жаль!» - «А как вы мне докажете Бога?» - «Какого рода доказательство вам нужно?» - «А вот: покажите мне на ладони вашего Бога,и я уверую в Него…» Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: «Вы женаты?» - «Женат» - «Дети есть?» - «И дети есть» - «Вы любите жену?» - «Как же, люблю» - «А детей любите?» - «Да» - «А вот я не верю в это!» - «То есть как: не верю? Я же вам говорю…» - «Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю…» Он задумался: «Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!…»
Подготовила Мария Хорькова
http://www.pravmir.ru/vse-v-zhizni-mozhet-byit-radostyu-20-tsitat-mitropolita-antoniya-surozhskogo/

#inelisaveta #mon_sofia #православие #история #антонийсурожский  #общество #поучение #мысливслух

поучения, #православие, антоний сурожский, mon_sofia, свидетельства очевидцев, общество, мысли, #mon_sofia, #мысливслух, #антонийсурожский, #история, #поучение, #inelisaveta, история, inelisaveta, #общество

Previous post Next post
Up