СВЯТАЯ ТРОИЦА. Пятидесятница: иконы, фрески, мозаики. ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ

Jun 06, 2020 22:34


Редакция портала "Православие и мир"

Митрополит Иларион (Алфеев)





В основе сюжета - хорошо известный иконографический тип «Гостеприимство Авраама». Этот сюжет встречается уже в римских катакомбах на виа Латина (между II и IV    вв.),



Катакомбы Виа Латина

мозаиках римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)



Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре

и мозаиках равеннского храма Сан-Витале (1-я пол. VI в.).



Храм Сан Витале. Равенна



Гостеприимство Авраама

Он восходит к библейскому рассказу о явлении трех мужей Аврааму, то есть представляет собой иконографическое изображение конкретного библейского события. Во втором тысячелетии возникает обычай надписывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтири XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.



Золотые врата. Суздаль

В эпоху, предшествующую Андрею Рублеву, появляются иконы Троицы со средним Ангелом, изображенным в трехчетвертном обороте, и без предстоящих Авраама и Сарры. Именно этому иконографическому типу следовал Андрей Рублев, когда создавал свою «Троицу». Он взял за основу тот тип, который почти полностью абстрагирован от исходного сюжета («Гостеприимство Авраама») и который наиболее подходит для того, чтобы подчеркнуть равенство между тремя Ипостасями Троицы. Над головой среднего Ангела - по крайней мере, в том виде, в каком икона сохранилась к настоящему времени, - отсутствует крестчатый нимб, что как бы лишает его центрального значения и делает необязательным отождествление его с Христом. Искусствоведы высказывают различные мнения по вопросу о том, какой Ангел представляет какое Лицо Святой Троицы.

По всей видимости, однако, речь вообще не должна идти об изображении Лиц Святой Троицы: рублевская «Троица» - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.



Прп. Андрей Рублев 1411 год или 1425-27

Символизм иконы и ее духовное значение увязывают с теми идеями, на которых строил монашеское общежитие преподобный Сергий Радонежский. Он посвятил свою обитель Святой Троице, видя в любви между Ипостасями Троицы абсолютный духовно-нравственный ориентир для монашеской общины. Икона Троицы была заказана Рублеву учеником Сергия, преподобным Никоном Радонежским. Образ в похвалу Сергия Радонежского «должен был носить подчеркнуто умозрительный, философский характер в отличие от предшествовавших изображений Троицы». В то же время «Троица» Рублева, как и ее прототип «Гостеприимство Авраама», - это евхаристический образ, символизирующий бескровную жертву. Этот смысл иконы подчеркивался ее размещением в нижнем ряду иконостаса Троицкого собора, возле царских врат.











Троица. Икона новгородской школы XV века. Ленинград, Русский музей.



Св. Троица в Бытии. 1580-е гг.



Двусторонная икона Святой Троицы и главы Иоанна Предтечи



Троица Ветхозаветная. Век: XVI Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва



Святая Троица. С. Ушаков. 1671



Троица Ветхозаветная. XVII век



Святая Троица



Святая Троица. Икона 18 в



Авраам отдает сына на заклание. Мозаика Равенны. Сен Витале.



Мозаика церкви Сан Витале, 546-547гг., Равенна











Святая Троица Век:XV. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому

#троица #православныепраздники #inelisaveta #mon_sofia #православие #история #двунадесятыйпраздник #общество #святаятроица #иконы #изображения #мозаики #праздник

троица, двунадесятые праздники, #православие, mon_sofia, православные праздники, праздники, общество, #mon_sofia, православие, #православныепраздники, #изображения, #троица, #история, #праздник, #святаятроица, изображения, икона, #мозаики, #двунадесятыйпраздник, #inelisaveta, #общество, мозаика, inelisaveta, история, #иконы

Previous post Next post
Up