РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ В 2020 ГОДУ

Mar 13, 2020 18:00


Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2020 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.



Родительские субботы в 2020 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы - дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений - в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни - всем тем, кто соединен с нами высшим родством - родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

  • Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) - 22 февраля 2020 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста - 14 марта 2020 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста - 21 марта 2020 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста - 28 марта 2020 года.
    • Поминовение усопших воинов - 9 мая 2020 года.
    • Радоница - 28 апреля 2020 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2020 году - 6 июня 2020 года.
    • Димитриевская родительская суббота - 31 октября 2020 года.
  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) - 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста - 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста - 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста - 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов - 9 мая 2021 года.
    • Радоница - 11 мая 2021 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2021 году - 19 июня 2021 года.
    • Димитриевская родительская суббота - 6 ноября 2021 года.

Читайте также - Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них - установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского - святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный - за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили - родителям и прародителям нашим.



Фото: tatmitropolia.ru



Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить - мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же - бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это - лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.

Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти - опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.

И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство - все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе - языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным - людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш - Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше - на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).



Фото: spbda.ru

Суббота - последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски - днем, когда ничего не делают. По первому дню - название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, - первый день по неделе, вторник - второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») - заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень - на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем - воскресный день - восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью - первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших - всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Смерть по плоти - лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов - преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой - в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения - того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Читайте также:

Радоница: о тайне, требующей уважения

Радоница: слово после панихиды

https://www.pravmir.ru/

#inelisaveta #mon_sofia #история  #поучение #общество  #жизньисмерть  #родительскаясуббота #поминовениеусопших #родительскиесубботы2020год

поминовение усопших, mon_sofia, #родительскаясуббота, общество, жизнь, #mon_sofia, #история, #поучение, #родительскиесубботы2020год, родительские субботы 2020 год, #поминовениеусопших, #inelisaveta, история, inelisaveta, #общество, родительская суббота, #жизньисмерть

Previous post Next post
Up