4 ноября •
Протоиерей Андрей Ефанов Как же любил русский народ Пречистую Владычицу, что не менее половины российских храмов посвящены
Царице Небесной! Как же землю свою родную он уважал, что не заморским только образам поклонялся, но и на Родине явленные образа чтил, вопреки очевидному: «нет пророка в своем отечестве»! Как же умел прощать и доверять своим недавним врагам, что образ Казанской иконы Богородицы в Смутное время объединил вокруг себя все ополчение русских земель!
Немногим более тридцати лет была известна эта новая икона на Руси. Не стоит забывать, что явлена она была в городе Казани, который был завоеван с целью прекратить татарские набеги на русские земли. Еще нескоро наступят времена, когда образ Казанской Богородицы будет на почетном месте в каждом храме, а самих храмов, посвященных Казанской иконе Владычицы, станет больше, чем прочих, посвященных другим чудотворным иконам. В это время икона малоизвестна, более того, она ассоциировалась с городом Казанью, из которого совершались татарские набеги, куда в рабство уводились соплеменники еще при жизни предыдущего поколения.
И все же народное ополчение смогло объединиться вокруг этой чудотворной иконы. Это значит, что духовный уровень русского народа в те времена был на высоте. В нынешнее время нельзя представить себе, что народ выберет для себя одной из самых чтимых икон образ, явленный, например, в
Грозном. Слишком жива память чеченской трагедии для нашего народа, положившего цвет нации на полях этой страшной войны.
Память о погибших в Казани тогда тоже хранилась в народе, но в то время Бога и Его Пречистую Матерь не вовлекали в политические и национальные распри. Народ помнил, что во Христе «Нет уже Иудея, ни язычника» (Гал.3:28). И, принявший христианство татарский народ стал родным для русских. Впрочем, в Казанском походе русские, все же, победили…
Завершилось Смутное время. Столица свободна от захватчиков. Избирается Государь (замечательно предание, что для России правление Михаила Федоровича - пример парламентской монархии). Наступают спокойные, хотя и нелегкие, трудовые будни для всей страны. Надо поднимать из руин города, восстанавливать сельское хозяйство, ремесла и промыслы. По сути, надо возрождать страну практически с нуля.
И что же делает народ? Наряду с возрождением хозяйства в стране начинается массовое строительство храмов. Именно этой эпохе мы обязаны огромному количеству, даже до наших дней сохранившихся каменных храмов. И очень много среди них - посвящены именно Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Русский народ смог быть благодарным Матери Божией за Ее помощь.
Предание гласит, что ополчение Минина и Пожарского останавливалось рядом с вотчиной князя Пожарского в местечке Борок. Сюда подошло и новое подкрепление и вместе с новобранцами князь Димитрий дал обет не щадить своей жизни ради Отечества. Спустя годы сын князя Димитрия Иван Дмитриевич основал на этом месте Борковскую пустынь. И, конечно, построил в ней Казанский храм. А в 1998 году рядом с храмом был архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием был освящен знак в память об этих исторических событиях.
Борок. Борковская Троице-Николаевская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери . Фото: Беэр Петр, sobory.ru
Была холодная погода. Помню, как добирались мы до Борковской пустыни на попутках. Несмотря на дождь, превращавший снег в грязную кашу, добрались мы с дьяконом до бывшего монастыря, а ныне детдома, достаточно быстро. Приехал архиепископ Амвросий, благочинный и священник Владимир из Холуя. Несмотря на непогоду, молиться было легко, ощущалась причастность к исторически важным для Родины событиям. Помню из слов владыки, что надо хранить верность своему Отечеству и призывать на помощь Царицу Небесную, чтобы Она Своим всемощным покровом защитила землю Русскую от всяких несчастий.
Памятный знак - камень.
Увы, прошедший годы показывают, что мало кто услышал призыв архиепископа. Мало кто молится, больше осуждают. Осуждают власти, правительство в целом, депутатов, своих непосредственных начальников. Но очень мало кто сам прилагает усилия к возрождению Родины. Мало кто готов трудиться, а еще меньше тех, кто готов молиться. Уроки прошлого пока еще не восприняты.
Одна только и есть надежда, что Матерь Божия Сама научит нас молиться. Когда человек понимает, что он сам ничего не может изменить, тогда он готов всю свою надежду обратить к Богу и Его Пречистой Матери. Скорбями, похоже, и нам придется научиться молитве. Этот путь болезненный, но другого, похоже, нам не дано.