ВикторияКраткое описание обители Св.Симеона Богоприимца называемой "Катамонас" и находящейся близ Св. Града Иерусалима
У народов древнего мира было обыкновение учреждать на горах и холмах молитвенные домы, посреди скал иметь могилы своих предков, обтесанные с некоторой правильностью и во всякой долине и ущелье и на реках проявлять религиозные свои убеждения, причем с пылким вдохновением изображать и описывать народные доблести как это читаем во всемирной истории. Таким образом все Палестинские горы и поля, холмы и долины, возвышенности и ущелья, реки и озера, заключают в себе исторические воспоминания о таинственных событиях по религиозным преданием Ветхого и Нового Завета. Каждое из этих событий поистине привлекает к себе на поле истории внимание пытливого читателя и вводит его в сад полный цветов древности, где обоняние с удовольствием услаждается благоуханием разнообразных познаний о Церкви и Государстве.
На каком бы месте в Палестине не приходилось ходить вам, - какой-то исторический голос удерживает и изумляет вас таинственным событием. На Иордане, например, взорам вашим представляются израильтяне, переходящие его немокренными ногами, и Спаситель мира Иисус Христос Крещающийся в нем. На Тивериадском озере представляются Святые Апостолы на рыбной ловле; Петр, ходящий по водам его и Иисус, обходящий прибрежные его города и учащий народ спасению. Такие же дивные события представляют зрителю и поле Иезраель, горы Фавор и Елеон, поле Гигантов (великанов), Святая пещера Вифлеемская и все прочие места здесь не упомянутые, имеющие не меньшее против них значение, и с коих каждая, как составляющая особый предмет изучения мы предоставляем любознательности наших читателей, ограничиваясь лишь кратким описанием холма, называемого Катамонас.
На юго-запад о города Иерусалима находятся горы холмы, служащие западною границею долины Титанов, т.е. поля Великанов, (1), которое начинается с подошвы горы, с находящеюся ней Священною обителью Пророка Илии и оканчивается к северу до ущелья Гиона. А между долиною Великанов и долиною Креста, называемою Вад-иль-Паша возвышается продолговатый холм, простирающийся с юга от долины, известной под именем Ахмеда, к северу до места, называемого мельницами Ибрагима Паши, где ныне находится великая школа Латинян. У подошвы этого холма стояла некогда (священная обитель Св. Вавилы, от которой сохранились и по ныне груды развалин, (2) и с этого места постепенно образуется долина Энном. На верху этого, как бы рядом с долиною, стоят две продолговатые, скалистые, по бокам неровные вершины, на которых местами находится пахотная земля (3). По краям же южной вершины, бока которой наклонены к югу, в долине Ахмед издавна находились груды развалин и подземные водоемы (цистерны), наполненные камнями и землею. Не подалекуот них к сиверу, близ развалин, между известковыми скалами находятся подземные могилы, искусно устроенные и разделенные на многие отделения, между ними же по бокам каждого отделения находятся различных видов саркофаги, которые издавна привлекали к себе внимание путешественников. Некоторый из сих любопытных искусственных пещер имеют и фасад, вырезанный искусною рукою, и между ними виднеются в скале колонны в архитектурном стили, украшенные резьбою; из входов в эти пещеры одни широки и высоки, а другие до того узки и низки, что только ползком можно пробраться чрез них.
К скверу от этого холма находится низменная долина Эннома, в которой по cиe время сохраняется верхняя купель, упоминаемая пророком Иepeмиею (4); а к востоку от него простирается поле Великанов, которое по возделанности, представляет зрителю на всемъ пространстве своем чудное зрелище; к западу же от него находится долина Игемона или, как называют ее Арабы, Вад-иль-Паша, с находящеюся в ней Свящ. Обителью Честнаго Креста (5), испещренная углублениями и возвышениями, усеянными множеством масличных деревьев; наконец к югу от холма виднеются горы и долина Ахмеда (Вад-иль-Ахмед), местами усаженная масличными деревьями и проходящая до того места, где начинаются сады селения Малхы (6) орошаемые вечно текущею прозрачною водою.
Между жителями Сионских гор сохраняется и по ныне древнейшее предание, что на холми, лежащем в югу от продолговатой горы, нами уже описанной, находился дом праведного и благочестивого Симеона с его садом, в котором были и семейные их могилы, как это было к обычае у Иудеев и других древних народов, например у Египтян, у жителей Палестины, Сирии и проч. Что касается до построек древнейших времен, то все они с течением времени были истреблены и исчезли; существование же в древние времена прочных и великолепных построек свидетельствуется тем, что и по ныне сохраняются от зданий больше и обтесанные камеи, также различные подземные водоемы около зданий и многие места на поверхности земли, устланные мозаикой, - что свидетельствует о великолепных зданиях, бывших в эпоху христиан. В 1177 году Грузинский царь Вахтан-Гаркаслан, заключивший союз с Египетскими султанами против Крестоносцев, выпросил себе монастырь Честнаго Креста и другие монастыри для содержания и сохранения которых переселил в них многих грузинцев из Грузии, из которых некоторые поселились даже в разных деревнях (7) очень вероятно, что грузинцы, имение тогда силу у Оттоманов, выхлопотали себе право воздвигнуть на древних развалинах обители Катамонас (8) прочную и высокую башню и новые постройки, в которых могли бы жить грузинские монахи, при чем возобновили также и храм во имя св.Симеона Богоприимца, держась древнего предания, что на этом месте был никогда дом с семейном садом его. Как видно и Свящ. сия обитель, как и многая другие, с течением времени, вследствие частых нападений тогдашних Арабов, разрушена, так как путешественник Тоблен в своих путевых заметках рассказывает следующее: „В 1483 и 1519 гг. видна была большая и высокая башня 20 метров вышины, отчасти разрушенная со многими опустевшими комнатами; но в 1542 году тот же путешественник нашел башню уже в лучшем виде" (9). А так как в 1527 году Грузинские цари Давид и Лев заключили союз с султаном Сулейманом против Египетских Султанов и совершенно победили их, то султан Сулейман вследствие этого даровал Грузинцам многие привилегии и места с позволением возобновлять разрушенные и близкие к разрушению монастыри. Тогда Грузинские цари возобновили много монастырей; а между ними, как видно, возобновлена и обитель Катамонас с жившими в ней Грузинскими монахами, подчиненными отстоявшему недалеко кзападу монастырю Честнаго Креста, в котором многие Грузинские иеромонахи с монахами подвизались по чину общежительному (10). Путешественник Тоблен говорит, что в 1583 году существовала высокая и древняя башня, а в 1620 году видно было здание с виду похожее на башню, отчасти разрушенное от древности, а может быть и от нападений Арабов; помянутое здание заключало в себе более десяти жилищ для Грузинских монахов. Вероятно, что в это время пострадала cия свящ. обитель и опять была возобновлена Грузинскими царями.
Тот же путешественник в своих заметках говорит: в 1646 году видна была башня высокая, четырехугольная, из белого камня, а в ней несколько маленьких, необитаемых жилищ; а Латинские монахи (Минориты) порою совершали там на развалинах обедню: но злые люди из ненависти к христианам изгнали и сих последних, превратив эту обитель в молельню антихристианскую. Очень вероятно, что в это время и этот памятник Сиона был совершенно разорен дикими Арабами, обитавшими в окрестных селениях, которые похитили вместе с тем и все недвижимое имущество этой обители (11). В 1666 году от помянутой обители оставалась груда развалин, удержавшая за собой свое только одно назваше Катамонас и предаше, что на этом месте был некогда дом и сад св. Симеона Богоприимца. Путешественник Тоблен говорит, что в 1738 году среди развалин была древняя и необитаемая башня, на которой находилась даже надпись на грузинском языке; эта же башня существовала еще в худшем положены до 1859 года.
В этот самый год монах Аврамий, из города Мадита, бывший тогда поверенным по постройкам Греческого монастыря, - покупкою приобрел помянутую обитель Катамонас и землю на довольном расстоянии прилежащую вокруг нее; немедленно начал он раскапывать развалины и обрабатывать принадлежащую обители землю для разведения виноградника и посадки масличных деревьев. При раскопки же показались вскоре жилища, лежавшие под развалинами башни, найдены были обтесанные камни от древнего здания длиною в один и два аршина (12) и подземный водоем древней башни(13) Также найден был в кусках и тот продолговатый камень, на котором была надпись на грузинском языке; теперь как исторический памятник, он сохраняется в безопасном месте (14). При обрабатывании окрестной земли, к северо-востоку оказались целыми не только обломки зданий, но и мозаические полы, подземные водоемы и куски искусно высвеченного мрамора, а к западу от новоустроенной башни найдена была часовня, имеющая также мозаический пол и проч.; по очищении же находившейся под грудою развалин башни найден какой-то продолговатый домик, который он превратил в молитвенный; тут же, как нам; кажется была и в древности церковь во имя Cв.Симеона Богоприимца. Вслед за этим неутомимый ревнитель Аврамий, несколько южнее от древней башни, воздвиг с самого основания другую четырехугольную башню, имеющую в высоту 9, в длину 17,05 и в ширину 9 метров; внутри этой башни в нижнем этаже устроил он кухню и кладовые, а на верху четыре правильные жилища с соответствующим коридором и лестницею для удобного сообщения о6еих частей. Что же касается до окрестных земель, то с течением времени размер их увеличился приобретением новых; находившихся на них скалы были взорваны порохом, земля очищена от камней и оградами разделена на участки из коих в одном были посажены до 600 масличных деревьев, в другом - разные плодоносные деревья, а в третьем - разведен обширный виноградник и огород; причем довольное количество земли было отделено для посева хлебных растеши; пшеницы, ячменя, а также и стручковых, так что в целом вся эта земля представляет прекрасную дачу.
На этой даче, как мы сейчас говорили, возвышаются обе башни, древняя и новоустроенная; та и другая имеют значительную высоту; стоя на них весною, зритель-иностранец дышит прохладным и живительным воздухом и зрение его удовлетворяется разнообразием видов; к северу, например, видит он город Иерусалим с различными его сводами, колоссальными русскими зданиями, великолепным посреди их храмом Божьим, крыша которого возвышается пятью куполами в византийском стиле и двумя, колокольнями, с которых в известное время дня и ночи; слышится гармонический; и умилительный колокольный звон. Также видна большая часть; города с новоустроенными человеколюбивыми учреждениями, как-то: пансионами для девиц, больницами, и т.д., а по той стороне реки Иордана видны голубые и далеко простирающиеся горы: историческая и богочтимая гора Елеонская с тремя вершинами и Святынею ея, вокруг которой: расположены великолепные здания единоверных нам русских и постройки Латинян. Зрителю видно также обширнейшее поле Великанов, иначе называемое полем Пророка Илии, оно, по обработанности представляется зрителю весною разноцветным ковром, у подошвы горы, на которой стоите, обитель Катамонас, и на самом поле Великанов; видно немецкое селение с прекрасно устроенными загородными домиками. К юго-востоку же представляется зрителю гора пророка Илии и самая Свящ. Обитель Пророка, окруженная весьма обширною и густою масличного рощею, к которой примыкает такая же другая роща с высокою башнею; называемою башнею Вешамина; к югу виден высокий холм, называемый Тан-Тур, на котором построены обширные и великолепные здания Австрийского Консула Вапоги, занимающие" обширное пространство, огражденный стеною и усаженное виноградником, масличными деревьями, и всякими другими красивыми растениями; видны также горы наклоненные и простирающиеся к долине селения Малхи (15), усаженной масличными деревьями и разделенной под огороды и сады, изобилующие различными плодоносными деревьями и свежею проточною водою; видны деревни Сарафат и Бет-сафафа, лежащие на холмах, соединенных с горою и окаймленные, рощею масличных деревьев. К западу видна долина Паша (Вад-иль-Везири) с разнообразною растительностью, а также горы, наклонные к самой долине и Лежащие к юго-западу на выдавшемся холме селении Малхи; равно густая масличная роща Свяш.
Обители Честнаго Креста, а, в этой самой долине весьма древнее и великолепное здание обители названное впоследствии Иерусалимскою Богословскою Школою. Таким образом стоящий на башнях зритель услаждается любопытнейшим и приятнейшим зрелищем, обозревая кругом горизонт и восходя мысленно к началу исторических событий в религиозной и политической жизни людей.
В 1879 году по указанию какого-то древнего предания (16), монах Аврамий с большим прилежанием стал исследовать внешний двор древней башни для разыскания гроба святого. После тщательных раскопов отысканы внизу под скалою обтесанные могилы, наполненные камнями и землей от которых он их очистил, сделав к ним широкий вход(17). Хотя эти могилы находятся вне башни, но включены в нее новою стеною и устроен даже храм в честь Св.Симеона, в котором уже, находятся, и могилы; Божественный храм святого находится в древней башне, и эта последняя разделяется на две части, соединяющиеся широким портиком и дверью против гроба, чрез который можно пройти в алтарь. Что касается до придела храма, в котором находятся могилы святого, то от входной двери имеет он в длину 6 и в ширину 3,30, метров, от портика, же в длину: 10,69 м;а ширину к низу, где находится и вход в Св.xpaм,- 3,30 м., к верху лее откуда и спуск к могилам-2,25 м. На этом же пространстве к северо-востоку находится Св. Жертвенникъ; внутри портика, к северо-западу же, находятся могилы святого с искусно-вырезанным кувуклием опирающимся на каменную плиту из; белого мрамора отличного качества, которая в свою очередью опирается на четыре столбика, вышиною каждый 0,80 мет., под этою плитою находится могила, огражденная железною решеткою, а вдоль под мраморною плитою висят пять лампад; к востоку же находится резной иконостас и дверь, которою можно из придела входит, в алтарь Божественного храма к югу находится подземный водоем, от которого и самая башня названа „Агиазмою Пресвятой Богородицы", а на иконостасе - три иконы, из которых одна представляет Св. и праведного Симеона, объясняющего изречение пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и проч."; другая икона представляете того же Богоприимца, бросающего свой перстень в руку, а третья того же Св. Симеона, находящего свой перстень во чреве рыбы.
Божественный Храм, т.е. главный придел его, имеет в длину 11,5 метр, от самого горнего места до противоположной стены, а в ширину 4,22 метра; Алтарь разделяется от храма деревянным иконостасом, художественно вырезанным и имеющим три иконы, царские двери и боковые. Что касается до помоста храма, то здесь он устлан белым и темнокрасным мрамором, а помост придала устлан плитами и соединяется со скалою, поверхность которой уравнена искусством и в глубине которой находится могила; весь же Божественный храм покрыть белою штукатуркою.
Итак описанную нами Обитель деятельный и, трудолюбивый монах Аврамий, в течении двадцати одного года: постоянными своими трудами долговременного опустения возобновил и привел в настоящий отрадный вид в утешение благочестивых христиан и всякого пытливого зрителя. Руководимый ревностно и любовно к добру, монах этот при неусыпной своей заботливости не только выкопал погребенную под развалинами древнюю башню, но посредством раскопов, так сказать, воскресил и вывел ее наружу как древний памятник, а развалившиеся ее части, возобновил новыми прочными постройками и приподнял ее в надлежащую высоту (18); кроме того, не в далеком расстоянии от упомянутой древней башни, воздвиг он новую башню, еще более обширную, а каменистую и неровную землю под нею, как мы прежде сказали, после многих трудов и немалых издержек, очистил и превратил в землю обрабатываемую. Но чтобы дело его не оставалось не оконченным, то монах Аврамий по открыт гроба Св.Симеона почел своею обязанностью воздвигнуть, как выше сказано, и Божественный храм, снабдив его всеми необходимыми принадлежностями. "Таким образом, окончивши трудолюбивое свое дело, согласно с религиозным своим настроением, и, чувствуя себя нравственно- удовлетворенным и душевно умиленным, вручил он ключи Обители Блаженнейшему Иерусалимскому Патриарху Иерофею, посвятив эту Обитель общине Св.Гроба сопричислив ее к прочим угодьям, составляюшим украшение Апостольского Престола брата Господня, в честь Святогробского братства и в похвалу родины своей Мадиты, пересадивши такое растете в духовный сад Сионской Церкви.
После уступки монахом Аврамием Обители Катамонас со всеми принадлежащими ей землями в пользу Общины Св. Гроба со стороны последней выдан ему документ, которым последний признается пожизненным обладателем ее; вместе с тем монах Аврамий обязывается по мере сил своих содержать, украшать ее и пристраивать к ней новые постройки; все это со рвением им исполняется. Мы приводим здесь и самый документ Патриарший, желая удовлетворить любопытству читателей,-вот он: „Сею Патриаршею доверительною нашею грамотою объявляется, что преподобнейший Монах Кир Аврамий, архитектор нашей Свящ. Общины, отказал в пользу последней посредством законной и правильной купчей крепости (Ходжет), лежащую к юго-западу от Иерусалима, к югу же от монастыря Честного Креста, и просто под именем Катамонас известное имение, которое он сам на иждивение купил, устроил и украсил, с тем однако условием, чтобы он был полным обладателем этого имения во всю жизнь свою, т.е. чтобы никто не был вправе, под каким бы то ни было предлогом, лишить его онаго имения.
Мы, же, вполне оценяя это Богоугодное и народное чтимое дело доброго монаха Авраамия, брата нашего о Христе, желаем, чтобы всякий монах Св. Гроба имел за образец религиозную ревность и преданность его к Свящ. Общине Св. Гроба. и чтобы каждый член. Святогробского братства сообразовалась жизнь свою согласно слов Матери-Церкви и к пользе Свящ. Общины Св. Гроба .
Сборник издания 1899 года. Москва. Типография И.П.Малышева, Пречист. бульвар, д. Иерусалимского подворья.
Храм Симеона Богоприимца в Катамонах
Главный ориентир района Катамон, монастырь св. Симеона Богоприимца
Православный монастырь и храм на месте дома св. Симеона Богоприимца расположены на вершине холма в северной части Катамона, одного из респектабельных районов современного Западного Иерусалима.
Название района Катамон происходит из греческого языка «kata tōi monastēriōi » - «под монастырём».
Монастырь в настоящее время окружен большим парком со множеством сосен и кипарисов в местности, известной как Гиват Ораним.
Монастырь, огороженный высоким забором и утопающий в зелени вечнозеленых деревьев, едва виден издали.
Согласно надписи на греческом над дверью этот двухэтажный комплекс был построен в 1859 г., но ещё 20 лет обустраивался.
Ученые подтверждают, что надпись в пещере указывает на то, что это- могила священнических предков Симеона.
Во время Войны за независимость (1948 г.) у монастыря произошло крупное сражение, об этом напоминает памятник в парке.
Симеон Богоприимец
По преданию, Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285-247 годы до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта).
Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
Согласно другому преданию, Симеон возвращаясь из Египта в Иерусалим, бросил свой перстень в реку со словами: «если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве». На следующий день в одном селении он купил рыбу и когда стал её есть, то обнаружил в ней свой перстень. В этот момент он и получил откровение, аналогичное вышеописанному.
Согласно Протоевангелию Иакова Симеон стал священником Иерусалимского храма после убийства в нём Захарии, отца Иоанна Крестителя.
В день, когда родители Иисуса пришли в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву за родившегося первенца мужского пола, как это предписывает иудейский закон (Исх.12:12-15), Симеон по вдохновению явился во храм и там, взяв младенца на руки, произнёс благословения, от которых происходит знаменитая песнь «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» (Лк.2:29-32).
После этого Симеон обратился к Богородице с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35). Данное пророчество легло основой иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», а само событие - встреча человечества в лице старца Симеона с Богом стало христианским праздником Сретения Господня.
Христианская традиция считает, что Симеон скончался сразу после событий Сретения. Согласно жития Симеона, составленного православным святым Димитрием Ростовским, он умер в возрасте 360 лет.
Posted by
Виктория Ростковская on
15 фев 2017, 14:53