Иеромонах Иов (Гумеров) Великий князь Сергий АлександровичПятый сын царя Александра Николаевича и царицы Марии Александровны родился 29 апреля 1857 г. В дневнике фрейлины двора Анны Феодоровны Тютчевой 30 апреля была сделана запись: «У императрицы вчера, 29 апреля, родился сын - маленький великий князь Сергей Александрович»
[1]. В день своего рождения он был зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк.
Ровно через месяц, в день Пресвятой Троицы, 29 мая совершилось таинство крещения. «Государь направился в церковь в сопровождении великих князей… Наследник
[2] был восприемником от крещения своего маленького брата и с большим достоинством и умением выполнил роль крестного отца. Восприемницей была Великая княгиня Екатерина Михайловна»
[3].
Воспитание младенца было поручено А.Ф. Тютчевой. Приобщенная с детства к высоким традициям нашей отечественной культуры, она стремилась передать это и своему воспитаннику. Будучи женой Ивана Сергеевича Аксакова, она разделяла его православно-патриотические взгляды. Ее благотворное влияние на Великого Князя. Сергия в самый ранний и очень ответственный период формирования личности несомненно. Биограф его отмечает: «Глубоко убежденная, широко просвещенная, обладавшая огненным словом, она рано научила любить свою родину, русскую землю, православную веру и церковь, самодержавную историческую истину, создавшую Всероссийскую империю. По словам ее, она не скрывала от царских детей, что они не свободны от терний жизни, от скорбей и горя, неизбежных спутников человеческой судьбы и должны готовиться к мужественной их встрече. Она просветляла его миросозерцание, закаляла характер и направляла его сердце к любви родной истории. Великий князь впоследствии не раз посещал свою воспитательницу и несказанно благодарил за те добрые спасительные семена, кои она посеяла в его душе в юные детские годы»
[4].
Когда ему исполнилось семь лет, и он вступил в отрочество, Государь назначил 29 апреля 1864 г. воспитателем своего сына капитан-лейтенанта Дмитрия Сергеевича Арсеньева. Новый воспитатель искренне полюбил послушного, нравственно чуткого и весьма одаренного мальчика. «Первые дни жизни при Сергии Александровиче были мне очень отрадны, - вспоминая позже Д.С. Арсеньев, - он молился при мне еще в это время вслух и молился всегда очень усердно и внимательно»
[5]. Многолетнее общение со своим воспитанником еще больше расположило к нему наставника. «Я убедился, что Сергий Александрович был доброе, чрезвычайно сердечное и симпатичное дитя, нежно привязанное к родителям и особенно к матери, которую он всегда обожал, к своей сестре и младшему брату; он очень много и интересно играл и, благодаря своему живому воображению, игры его были умные, и мне легко и даже приятно было принимать в них живое участие… Я к нему привязался всей душой»
[6].
Опасение за состояние легких отрока Сергия побудило родителей его по совету врачей зимой 1865 г. отправить его в Москву. Жил он вначале в Нескучном дворце, а затем в Кремле. Решение это было одобрено святителем Филаретом, митрополитом Московским. 3 ноября 1865 г. он писал Государю: «Да будет мне полезно обратить слово к Вашему родительскому сердцу. Не раз приятно беседовал я с Великим Князем Сергием Александровичем и радостно усмотрел, что пребывание в Московском воздухе благоприятно для его здоровья»
[7].
В это время отрок Сергий пожелал присутствовать на архиерейском богослужении. Святитель Филарет поручил своему викарному епископу Леониду (Краснопевкову) отслужить Божественную литургию в Чудовом монастыре. После службы Великий Князь Сергий Александрович в сопровождении своего воспитателя посетил преосвященного Леонида. С этого времени началась дружба, которая продолжалась до смерти Владыки в 1876 г. Сам преосвященный Леонид, скончавшийся архиепископом Ярославским, с радостным чувством рассказывает о встречах с благочестивым отроком: «Обедали четверо: оба Великих князя и я с воспитателем…
[8] Во время обеда продолжался разговор, предметом коего было монашество… Поэтому много говорилось об Угреше, где еще в детстве, с А.Ф. Тютчевой был Великий князь Сергий… Воспитатель сказал: «Сергей Александрович, покажите преосвященному Вашу моленную. Великие князья привели меня в просторную высокую комнату с двумя-тремя окнами… Тут я увидел и образ св. Саввы, 6 или 8 вершков, о котором Великий князь сказал, что он всегда с ним, равно как и складень, также мною данный, с изображением Божией Матери с Богомладенцем, Сергия и Саввы. Уже давно, сказал мне Сергей Александрович, что ежедневно молится прп. Савве»
[9].
Владыке Леониду тесное знакомство с Великим. Князем. Сергием давало возможность подать духовные наставления своему юному собеседнику. «Мы были оставлены одни… Такие минуты дороги, хочется так много поговорить от души к душе… Я говорил, они слушали внимательно… кажется, о молитве, о правиле молитвенном, о том, что она всегда должна жить в душе…, что есть молитва, которая должна быть открыта, и другая, внутренняя, сокровенная, что пред Богом мы все равны, что с тех больше спросится, кому больше дано, что смирение одно возвышает человека пред очами Божиими, и что в их высоком положении христианскими добродетелями особенно много можно послужить ближним и уготовить себе высокое место в будущей жизни»
[10].
Тщательно было продумано обучение Великого Князя Сергия. Ставилась цель преподать ему высший курс наук. Для этой цели были привлечены лучшие научно-педагогические силы. Законоучителем его был протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский, член Св. Синода. Русскую историю преподавал ему проф. К.Н. Бестужев-Рюмин, оказавший большое влияние на формирование общественно-исторического мировоззрения Великого Князя. По его совету была организована поездка Великого Князя Сергия по северу России для наглядного знакомства с историческими памятниками и святынями. В течении зимы 1876 г. уроки истории давал приглашенный из Москвы проф. С.М. Соловьев. Высокий уровень образования был и по другим дисциплинам: энциклопедия права (К.П. Победоносцев
[11]), гражданское право (проф. Н.С. Таганцев), политическая экономия (В.П. Безобразов), тактика и стратегия (ген. Г.А.Леер и ген. М.И. Драгомиров) и др.
Государь заботился также о том, чтобы сын его постигал и жизненную науку. Когда вел. кн, Сергию было около 18-ти лет, Александр II поручил А.Ф. Кони, занимавшего тогда должность прокурора, ознакомить великого князя с настоящим состоянием тюрем столицы. Сын императора в течении нескольких дней посещал все тюрьмы инкогнито, как молодой офицер нижнего чина. На впечатлительную, нравственно-чуткую душу Сергия Александровича увиденное произвело гнетущее впечатление. «Через много лет, в 1898 г., в Москве, Великий Князь, которого я просил как московского генерал- губернатора содействовать осуществлению мысли о постановке памятника великому тюремному человеколюбцу … Феодору Петровичу Гаазу, вспомнил наш объезд петербургских мест заключения и сказал мне: «Я много видел тяжелых картин на своем веку, но ничто не произвело на меня такого подавляющего действия как то, что вы мне показали тогда, - этого нельзя забыть!»
[12] 10 августа 1877 г. Сергий Александрович заболел тифом. К счастью, болезнь протекала легко и через месяц он поправился. Вечером накануне дня своего рождения он был произведен в полковники. В сам день рождения (29 апреля 1877) вступив в совершеннолетие, он принес присягу на верность служения Царю и Отечеству. По закону о царской фамилии ему назначался попечитель. По выбору Государя им стал бывший воспитатель Великого Князя капитан первого ранга Д.С. Арсеньев.
В 1 час дня 21 мая 1877 г. в Царскосельском дворце был совершен напутственный молебен, и в тот же день в 7 ч. вечера Государь, Наследник и Великий Князь Сергий по Варшавской железной дороге отправились в действующую армию. Шла Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Царь намеренно подвергал сына трудам и испытаниям. 5 июля 1877 г. по просьбе самого Великого Князя Сергия он получил приказ оставить императорский лагерь и быть в действующей армии, которой командовал Наследник Николай Александрович. Последний отправил своего младшего брата в Рущукский отряд. 12 октября 1877 г. Наследник приказал командиру отряда генералу Власенко произвести рекогносцировку по всему фронту расположения Рущукского отряда. Об этом военном событии рассказывается в походном дневнике Леонида Михайловича Чичагова (впоследствии митрополита священномученика Серафима): «Остается еще сказать о правой колонне. Генерал Власенко, перейдя Кара-Лом у Кошева, вскоре был замечен неприятелем, и турки открыли сильный артиллерийский огонь, причем взорвали в 19-ой конной батарее передок, находившийся в 50-ти метрах от Великого князя Сергия Александровича, состоявшего при колонне»
[13].
После шестимесячного пребывания за Дунаем Великий Князь Сергий вместе с Государем 10 декабря 1877 г. вернулся в Петербург.
В 1881 г. Великий Князь Сергий совершил паломничество на Святую Землю. Он «самолично увидел безотрадное состояние православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа»
[14]. По возвращении на родину он основал Православное Палестинское Общество, устав которого был Высочайше утвержден в мае 1882 г., и стал первым его председателем. За 23 года его руководства и в последующие годы Общество это сыграло исключительную роль в деле утверждения православия на святой Земле. Заслуги его были оценены в печати
[15].
Общество ставило пред собою три главные цели: защита и утверждение православия в Святой Земле; облегчение православным паломникам путешествия в Палестину и попечение о них в самой Палестине, изучение и ознакомление русских людей с прошлым и настоящим Святой земли.
Палестинское общество прекрасно справилось с этими задачами. Быстро стали создаваться отделения Общества. В 1897 г. они действовали уже в 28 губерниях. Собирались пожертвования. В результате полученных средств «прежде всего Палестинское Общество озаботилось об улучшении и удешевлении путешествия русских богомольцев в Св. Землю… Оно с этой целью вошло в сношение с железнодорожными и пароходными обществами и достигло того, что наши богомольцы за крайне дешевую плату, с возможными для них удобствами, отправляются в Св. Землю: там их встречают с радушием, дают удобное помещение, крайне дешевый и хороший стол»
[16].
Палестинское Общество в Палестине стало строить, восстанавливать и поддерживать православные храмы. Оно открывало поликлиники, амбулатории и больницы. Амбулатории в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме принимали ежегодно до 60 тыс. больных; снабжали бесплатным лекарством.
Большую роль в просвещении населения в духе православия играли открываемые Палестинским обществом школы и пансионы. Мужской пансион в г. Назарете и женский в Вифлееме готовили воспитанных в православии учителей и учительниц для местных школ.
Археологические раскопки, описание, исследование, перевод и издание древних рукописей, историко-библеистические ученые труды - все это обогатило мировую науку.
В 1882 г. Великий Князь Сергий вступил в ряды лейб-гвардии Преображенского полка командиром 1-го батальона. «Этому началу своей действительной службы Его Императорское Высочество отдалось со всем жаром своей пылкой натуры, причем всегда первым был он на службе и служил для всех образцом исполнения служебных обязанностей»
[17].
В 1884 г. произошло одно из самых значительных событий в жизни Великого Князя Сергия Александровича - женитьба на принцессе Гессен-Дармштадтской Елизавете. В марте 1884 г. он приезжал к ней в Дармштадт, 15 марта невеста его, принцесса Елизавета писала своей бабушке по матери королеве Виктории: «… Я так рада, что Вы увидите Сергея, когда приедете в следующем месяце, и надеюсь, что он произведет на Вас приятное впечатление. Все, кто его знает, любят его и говорят, что у него правдивый и благородный характер»
[18].
В день Пресвятой Троицы, 27 мая 1884 г. невеста в сопровождении всей своей семьи прибыла в Российскую столицу. Друг ее жениха, Великий Князь Константин Константинович (К.Р.) записал в дневнике: «…скоро подошел поезд невесты. Она показалась рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта…»
[19] Великий Князь Сергий, зная, что его невеста очень любит цветы, приказал украсить все ее вагоны душистыми белыми цветами. Таинство венчания было совершено в воскресенье 3 июня 1884 г. в церкви Большого дворца. Замечателен и день бракосочетания - праздник всех святых. В дневнике вел. кн. Константина читаем: «…Сегодня была свадьба Сергея. Ради нашей тесной дружбы я с утра переживал чувства и волнения, которые испытывал в день своего венчания. Я был у него, когда он одевался на свадьбу и благословил его образком с надписью «Без Мене не можете творити ничесоже»
[20].
Молодые супруги не поехали заграницу проводить свой медовый месяц, а направились в имение Ильинское, которое незадолго до смерти императрица Мария Александровна завещала своему сыну Сергию. Навестивший их 4 сентября вел. кн. Константин нашел молодых в состоянии семейной радости и трогательной любви. Должно вообще сказать, что это был необыкновенно счастливый союз. Люди бесчестные и недобрые пытались с помощью клеветы очернить их отношения. Собственные свидетельства преподобномученицы Елизаветы, ее чувства в день трагедии 4 февраля 1905 г. и в последующие месяцы и годы разоблачают эту ложь. К сожалению, в наше время некоторые авторы, пишущие о вел. кн. Сергии Александровиче, по неведению. оказываются в плену этой клеветы и, даже не сознавая того, становятся распространителями лжи.
В Ильинском молодые супруги пробыли до начала осени 1884 г. «… Елизавета Феодоровна и Сергей Александрович вели простую деревенскую жизнь и старались строгие правила двора свести до минимума. Они катались на лодке по реке, гуляли по полям и лесу, собирали цветы и ягоды… Одним из занятий великокняжеской четы было чтение. Сергей Александрович читал вслух, а Елизавета Феодоровна в это время или вышивала, или делала зарисовки для пейзажей»
[21].
ДАЛЕЕ СМОТРИ
http://www.pravoslavie.ru/44778.html