.
Можем ли мы помочь молитвой? Можем, но будем честны, молитвенники мы в большинстве своем никудышные (это конечно не значит, что нам надо и эту нашу слабенькую нашу молитву бросать). Постом? Постники мы тоже обычно никуда не годные. Нередко мы даже не можем отличить поста от диеты.
Терпением скорбей? О том, как мы умеем терпеть скорби и страдания, вряд ли стоит писать. Уж этого мы точно не умеем.
Остается милостыня и дела милосердия.
С милосердием у нас тоже проблема. Мы редко делаем дела милосердия. То не хватает времени, то сил, то желания, то возможности творить милосердие.
Милостыню же мы обычно творим только мелочью нищим у храма. Разве так бы мы давали тому человеку, который от нас ушел? Так мы его любим? Нет, мы бы ничего не пожалели ради него. Так почему же сейчас жалеем дать милостыню ради него? А ведь раньше наши предки именно так и поступали. Значительно меньшее внимание они обращали на похоронно- обрядовую часть, а гораздо больше на помощь душе умершего. Подавать милостыню ради души усопшего было общим правилом, которое строго соблюдалось.
Одно из самых лучших средств для помощи душе усопшего, как считали многие святые отцы, это творить ради умершего духовную милостыню. Духовная милостыня - это милостыня не просто деньгами или вещами, а тем, что приносит пользу душе другого человека. Это может быть молитва за другого, может быть бесплатная раздача книг духовного содержания, добрые слова, которые помогают душе другого человека, и особенно жертва на строительство или благоукрашение храма. Многие святые говорили о том, что духовная милостыня - самая большая милостыня.
Протоиерей Владимир Силовьев.