Комсомольская правда - 18.07.17«Почему Минобрнауки не против, чтобы наши студенты учились за границей»
Автор: Ксения Конюхова
На одного абитуриента, поехавшего в зарубежный вуз, приходится 4 иностранца, решившие поучиться у нас.
Почти 60 тысяч наших ребят учатся сегодня в зарубежных вузах. Больше 200 тысяч иностранцев грызут гранит науки в российских университетах. Плохо это или хорошо? Что дает это стране?
Сейчас самая нервная пора для абитуриентов - идет приемная компания. В очереди сдавать документы далеко не все выходцы из России. Здесь можно услышать китайский и вьетнамский, английский, немецкий языки.
А вот наши ребята, которые собрались получать образование в иностранных вузах, уже свое отволновались. Документы для зачисления они отправляли в конце зимы или весной и уже получили ответы - кто куда зачислен, а кто, увы, пролетел.
В Минобрнауки тех, кто отправился поучиться за границу, совсем не считают утечкой умов. Напротив, уверены, что такие поездки важны, в том числе и для развития образования в России. Именно выпускники зарубежных вузов - западных и восточных - будут создавать в российских университетах программы аналогичные тем, по которым учились сами. Да и рынок труда для выпускников сегодня имеет глобальный характер.
АГЕНТЫ ПЕРЕМЕН
- Нам важно оценивать, насколько качественно мы развиваемся, понимать, насколько мы конкурентноспособны на мировом рынке, - говорит заместитель министра образования и науки Людмила Огородова. - Важно, чтобы люди не просто получали образование за границей, но и повышали авторитет и репутацию нашей страны за рубежом, создавали правильное представление о нашей стране.
Образование за рубежом будучи областью гуманитарного сотрудничества должна создавать точки взаимных интересов по развитию современных технологий, поэтому неплохо, если по таким направлениям как агротехнологии, энергетика, нефтегазовое, IT-технологии наши студенты получат знания, с другой стороны важной задачей нашей системы является создание в России университетов мирового уровня - над чем мы и работаем.
Студенты тут - понятие собирательное. На самом деле, число студентов, которые учатся за рубежом «от звонка до звонка» в бакалавриате не так уж и много. Большая часть уехавших за знаниями поступают на короткие программы, стажировки. Так что среди тех, кто учится за рубежом, статистика не выделяет студентов, аспирантов, магистрантов или молодых преподавателей. Чем больше таких учебных контактов - тем быстрее сократится разрыв между нашими вузами и их иностранными конкурентами. А именно это одна из задач развития системы высшего образования в стране.
- Больше всего студентов из зарубежа интересует медицина, биотехнологии, экономика, юриспруденция, менеджмент, - перечисляет Людмила Михайловна. - Это те области, где легче всего создавать старт-ап и самозанятость, которые быстрее всего окупают, например, тот кредит, который студенты берут на обучение. За чем едем мы? Это строительство, стоматология, электроэнергетика, энерготехника, педагогическое образование, нефтегазовое дело и лингвистика.
СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКСТРА-КЛАССА
Минобрнауки поддерживает государственную программу «Глобальное образование». Она для тех, кто хочет учиться за рубежом. Принять участие в ней может любой, кто уже получил диплом бакалавра. Для этого надо выбрать вуз из 288 участников программы (это университеты, располагающиеся на самой верхушке мировых рейтингов) и поступить туда самостоятельно. Государство предоставляет грант в размере до 2,7 миллионов рублей ежегодно на оплату обучения и текущих расходов. В приоритете - образование, информатика и IT, инженерия, экономика, архитектура и здравоохранение.
- Одно из требований - вернуться и отработать в течение трех лет в российских организациях, университетах или научных центрах, - уточняет Людмила Огородова. - Программа обновлена и была продлена до 2025 года. Уже в следующем году мы планируем увеличить число участников до 718 человек - по размеру выделенного бюджета.
Желающих, конечно, в разы больше - уже сейчас подано более десяти тысяч заявок.
ДОХОДНАЯ СТРОКА
Что важно - количество студентов-иностранцев, которые приезжают за знаниями к нам, растет быстрее, чем количество наших ребят, уезжающих в заграничные университеты. За наши программы приезжие платят кровными юанями, кронами и злотыми.
- Почти половина иностранных граждан обучается у нас за свои деньги. Только 30 процентов приезжают по программам, которые финансируются из межправительственных или межвузовских соглашений, и около 15-20 процентов получают поддержку их национальных фондов и производств, - приводит цифры Людмила Огородова.
А ведь еще семь лет назад поток иностранных студентов к нам был вдвое меньше! Объясняется это просто: выросли рейтинги наших вузов - вырос и интерес к ним из-за границы. По сути, Минобрнауки сделало стратегически важный и очень успешный вклад в российские вузы, профинансировав программы глобальной конкурентоспособности, вроде «5-100» (по этой программе ведущие российские вузы, получив деньги на развитие, должны войти в ведущие мировые рейтинги университетов мира)х. Иностранные студенты внесли важную строчку в доходной части российского бюджета- 80 миллиардов рублей, потраченные ими на еду, проживание и развлечения.
Министерство планирует увеличивать столь доходные активы:
- Мы можем предоставлять образование, которые выбирают студенты в мире, а значит, нужно продвигать эту область, - говорит Людмила Огородова. - Минобрнауки сформировало приоритетный проект «Экспорт образования». К 2025 году планируется увеличить число иностранных учащихся и сотрудников втрое, до 710 тысяч человек. Доход от них вырастет с 80 миллиардов до 343 миллиардов рублей, при том, что расходы на их образование составят только 4,9 миллиарда рублей. Это чистая прибыль для страны.
Помимо коммерческой выгоды, тут вопрос и престижа. Иностранцы, приезжая к нам, делятся своим опытом и протаптывают тропы для других: едем мы - едут к нам, делимся мы - делятся с нами.