Сегодня появляется новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.
Стандарт дошкольного образования - это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый стандарт представляется нам как уникальное соглашение между семьей и государством.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. В первую очередь, это:
- расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
- обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
- минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
- приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- развитие вариативных образовательных программ поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
- разработка нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;
- соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
Сведение детства к подготовке ребенка к школе - это неоправданный риск. Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. Детство - это самоценный этап жизни человека. Поэтому недопустимо сведение программ дошкольного детства к школьным программам - это может уничтожить мотивацию ребенка к творчеству, к познанию. Ключевая особенность дошкольного детства - это приобщение ребенка к ценностям культуры, которое происходит через игру.
Новый стандарт приведет к росту социального статуса детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей. Все это потребует определенных инвестиций - государственная политика в части финансирования детства также найдет свое отражение в стандарте.
Инвестиции в дошкольное детство приводят к уникальным будущим успехам. Это наглядно представлено на графике совокупной выгоды от инвестиций в образовательные программы разного возраста американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Джеймса Хекмана.