Война в Сирии: трясина, в которую попала Россия

Oct 18, 2016 10:03

Вице-президент США Джо Байден в интервью телекомпании NBC заявил, что «разгром террористической группировки ИГ (запрещена в РФ - В.П.) и экономическое ослабление России откроют для США дополнительные возможности».
Комбинация того, что «Исламского государства» не станет, а Россия будет занимать совсем иное место, породит по мнению Байдена «совершенно новые дополнительные возможности»:
«Россия реально попала в беду. У них серьезные экономические проблемы, и они втягиваются в эту трясину (в Сирии)».
Это выступление Байдена состоялось сразу после того, как он резонансно угрожал России «пропорциональными» кибератаками.
Если возможность кибератак на РФ пока еще только рассматривается в Госдепе, то трясина, в которую по утверждению вице-президента США, Россия попала в Сирии, с каждым днем становится все более вязкой, снижая шансы на благоприятный для РФ исход до ничтожного минимума.
Только что в швейцарской Лозанне закончились переговоры по Сирии с участием США, России, Турции, Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Катара, Египта и Иордании. Новый формат переговоров по Сирии формально свидетельствовал о том, что США и Россия без участия ближневосточных государств не могут решить сирийскую проблему. На переговорах обсуждался план спецпосланника ООН по Сирии де Мистуры по выводу боевиков из Алеппо.
Встреча была возможностью надавить на Саудовскую Аравию и Катар для прекращения поддержки экстремистов», - заявил эксперт центра Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик.
На самом деле Сирия стала еще и полем геополитического соперничества США и России, которое все более разгорается, и не ограничивается противостоянием на Ближнем Востоке. Поэтому встреча в Лозанне априори не могла дать и не дала никаких результатов.
Конференция по Сирии прошла также и в Лондоне. Кроме США в ней принимали принимали участие министры иностранных дел Великобритании, Франции, Саудовской Аравии и Иордании. Также были представлены Германия, Италия, ОАЭ, Турция и ЕС. Россия в этих переговорах не участвовала. В ходе конференции госсекретарь США Джон Керри заявил на, что перемирие в САР «достижимо с трудом», так как партнеры не доверяют Москве и ее действиям в Алеппо.
По его словам, в некоторых странах полагают, что Россия «пытается добиться решения проблемы в Алеппо таким же способом, как в Грозном». Когда Керри попросили уточнить, что он имеет в виду, он сказал, что речь идет о «неизбирательных бомбардировках» столицы Чечни.
Госсекретарь США предостерег, что Россия и президент Сирии Башар Асад «не решат проблему терроризма, захватив Алеппо», так как некоторые другие страны «продолжат подготовку террористов и будут посылать их в Сирию». По мнению Керри, решение сирийской проблемы лежит в дипломатической плоскости.
США в сущности не возражают против зачистки Алеппо от боевиков «Ан Нусры» (запрещена в РФ). Они в принципе согласны, чтобы российские ВКС и «ихтамнеты» добились этой цели, после чего передали бы город так называемой умеренной оппозиции. Но ни в коем случае не Башару Асаду.
В этой связи небезынтересны публикации в российских СМИ, в которых говорится, что сирийская армия совершенно небоеспособна и именно этим объясняется полное отсутствие серьезных военных успехов оперативного уровня за год совместных боевых действий российских и сирийских вооруженных сил.
Военный обозреватель полковник запаса Михаил Ходаренок напоминает в общем-то хорошо известные вещи:
«С 2004 года из сирийской армии целенаправленно увольняли офицеров и генералов, получивших военное образование в СССР и России.
Русскоговорящих офицеров в сирийской армии практически не осталось. Предпочтение отдавалось офицерам, обучавшимся в Турции, Саудовской Аравии, на Западе. Именно на них делали основной упор в сирийской армии.
В результате многие сирийские генералы и офицеры перешли на сторону оппозиционной Сирийской свободной армии. Причем это была далеко не худшая часть офицерского корпуса Башара Асада. В правительственной армии сегодня процветают кумовство, коррупция, лесть, интриги, обман. Инициативные и деятельные офицеры, не обладающие необходимыми родственными связями, не имеют никаких шансов на дальнейшее продвижение по службе».
Кроме этого сирийские спецслужбы в последние месяцы практически полностью заняли проиранские позиции, а те функционеры разведки и контрразведки, которые симпатизировали России, были просто физически устранены.
Территория Сирии, которую контролирует правительство, усеяна блок-постами, на которых дежурят патрули спецслужб, вымогающие мзду за проезд и похищающие состоятельных путников с целью получения выкупа.
Башар Асад не стремится наладить отношения ни с сирийскими курдами, недавно в очередной раз отказав им даже в малейшей автономии, ни с туркоманами (потомками переселенцев из Туркмении), населяющими север Сирии. В сущности, Асад управляет Сирией точно так же, как и в мирное время, когда банды «шабиха», подконтрольные его друзьям и родственникам, грабили страну, собирая дань на подконтрольных им территориях. Самое поразительное - в Сирии до сих пор не введено даже военное положение.
Экономическое положение Сирии постоянно и неуклонно ухудшается, население и армия устали от пятилетней войны, военные успехи достигаются только усилиями подразделений иностранных государств.
Шансы на некоторый успех могли быть в начале военной операции год назад, если бы боевые действия проасадовской коалиции были бы решительными, быстрыми, и если бы наступление велось на ключевые пункты противника, а не было бы размазано по пяти оперативным направлениям. Столь же бесплодным и напрасным был марш-бросок на Ракку, когда российско-сирийский сухопутный контингент был на подступах к Табке атакован с флангов и тыла боевиками ИГИЛ и отброшен с большими потерями на старые позиции. Захват Пальмиры российским спецназом был единственным оперативным успехом, который имел, однако, чисто медийный, а не стратегический смысл.
Только что провалилось наступление правительственных войск при участии сирийского спецназа «TigerForces» на севере провинции Хама. Российские ВКС нанесли удары вакуумными бомбами по боевикам «Ан Нусры» для поддержки наступления на поселок Маардес, в итоге город был захвачен, но после подхода к джихадистам подкреплений, они перешли в наступление и вновь овладели стратегически важным населенным пунктом, расположенным вблизи важной транспортной магистрали. Если боевики могут держать оборону в населенных пунктах даже при многократном численном превосходстве противника, то правительственные войска обращаются в бегство порой при появлении одного бронетранспортера с десятком боевиков.
Если и далее боевые действия с участием российских военных будут столь же «успешными», то это нанесет серьезный урон по престижу российских вооруженных сил и заставит непредубежденных наблюдателей всерьез усомниться в уровне подготовки российских командиров всех уровней.
Существует ли выход из сирийского тупика, можно ли выбраться из этой «трясины», опровергнув апокалиптический прогноз Джо Байдена?
Безусловно. Такую возможность дает решение о создании в Сирии постоянных военных баз России.
Если наше военное присутствие в Сирии действительно необходимо (а на этот счет существуют разные мнения), то если не в ближней, то в среднесрочной перспективе целесообразно вывести войска из Сирии, оставив для отстаивания наших геополитических интересов ограниченный контингент на базах Хмеймим, Тартус и Латакия.
Никакие сиюминутные успехи, даже взятие Алеппо, не приблизят непопулярный у большинства сирийцев режим Асада к победе. И тем более не снизят накал противостояния между США и Россией. Изменить отношение Запада к России (если вести речь о событиях в Сирии) могут только резонансные военные успехи. Достичь их российские военные не смогли по ряду причин, в числе которых не только объективные обстоятельства (удаленность ТВД, проблема проливов, истощение запасов боеприпасов и т.д.).
В данной ситуации уместно вспомнить известную поговорку о непродуктивности отрубания собачьего хвоста по частям и не слишком тянуть с решениями, основанными на здравом смысле, а не на политических спекуляциях и фантазиях.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
http://argumentiru.com/politics/2016/10/441567

Сирия

Previous post Next post
Up