Я могу ошибаться, но Европа ни перед кем не делала таких реверансов, как перед Украиной в последние годы. Главы двух крупнейших стран континента занимаются «Минским процессом»; Европарламент на следующей неделе проводит практически совместную сессию с руководством Рады и десятками депутатов; ЕС парафирует соглашение об Ассоциации с разделенной войной страной, вводит в действие соглашение о свободной торговле и реализует одну за другой программы помощи. МВФ специально корректирует свой регламент, разрешая выдачу кредита стране, объявившей дефолт по ряду других обязательств. Я не говорю о том, что санкции, которые ЕС и США ввели в отношении России, хотя и наносят удар по «путиномике», введшим их странам также не помогают. Но их пока продлевают - все еще надеясь, что Украина одумается.
Похоже, что этого не произойдет. Первые сомнения в том, насколько Киев готов к радикальным переменам, лично у меня появились тогда, когда стало ясно, что новые власти вовсе не намерены серьезно преследовать коррупционеров эпохи Януковича и пытаться искать выведенные ими активы в Европе или других странах. Затем впечатлила ситуация с Крымом, когда общественным активистам потребовалось ввести блокаду полуострова, чтобы вынудить украинских лидеров прекратить торговлю с оккупированной территорией. Пробуксовывание налогового законодательства стало лишь дополнительным фактором. Наконец, непринятие в течение почти целого года пакета законов, которые выставлялись европейцами условиями реализации с Украиной безвизового режима, меня, честно говоря, просто поразило. Стоит также указать на множащиеся попытки сведения старых счетов и начавшуюся борьбу за передел контроля над окологосударственным бизнесом.
При этом чем хуже идут дела, тем чаще вспоминается фактор российской агрессии и тем активнее звучат призывы к европейцам поддержать Украину, которая якобы находится на переднем крае борьбы с имперским реваншизмом. К сожалению, мне кажется, что рациональные европейцы будут с каждым днем становиться все менее восприимчивы к подобной риторике - тем более что им, по-моему, понятно: противостоять Москве следует не разговорами, а делами. Чем более европейской будет постсоветская, православная и славянская Украина, тем менее убедительной будет кремлевская пропаганда. Но если даже невооруженным взглядом видно, что формально проевропейские силы оказываются не менее, если не более коррумпированными, чем «европессимисты» (взглянем хотя бы на соседнюю Молдову, путь которой, похоже, Украина собирается повторить), то чего ждать?
Менее чем через полтора месяца, 6 апреля, европейская страна, которая, казалось бы, в наибольшей мере пострадала от российской агрессии против Украины - Голландия, потерявшая 193 своих граждан в обломках самолета, сбитого пророссийскими сепаратистами из БУКа, привезенного на Украину российскими солдатами - проведет референдум о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. И сам тот факт, что пока сторонники ответа «нет» лидируют в опросах с преимуществом почти в 10%, показывает, какова в Европе интегральная оценка украинских реформ - несмотря на все причитания тех, кто считает, что Европа должна помогать Украине при любом раскладе. Мне кажется, что как минимум до 6 апреля у украинских политиков - по крайней мере у тех, кто думает о перспективах своей страны - должно было бы найтись дело важнее, чем сведение счетов между собой. Но не нашлось…
- See more at:
http://intersectionproject.eu/ru/article/russia-europe/novaya-staraya-elita-ukrainy#sthash.uURltrkz.dpuf http://intersectionproject.eu/ru/article/russia-europe/novaya-staraya-elita-ukrainy#sthash.uURltrkz.mjbm