Оригинал взят у
antinormanist в
Транспорт для перемещений по США Сделал обобщённый рассказ об общественном транспорте, использованном в паре последних путешествий по Штатам.
Основной транспорт при перемещении внутри США на большие расстояния - конечно же, самолёт. Авиакомпаний много, как общенациональных, так и региональных, рейсов на основных направлениях масса и при покупке заранее всегда можно найти что-то более-менее приемлемое по цене. Да, и билет в одну сторону при внутренних перелётах стоит половину билета туда-обратно.
Покупаем билеты, разумеется, на интернет-сайтах авиакомпаний, отслеживая регулярно случающиеся спецпредложения. Цены в моём случае были такие: Форт-Лодердейл - Вашингтон "Джет Блю" - 99 долларов, Лос-Анджелес - Сан-Франциско "Вирджин Америкой" - 68 долларов, Сиэтл - Сан-Диего "Аляска Эйрлайнс" - 96 долларов. При выборе авиакомпании не забываем и про дополнительные платежи.
Приезжать в аэропорт надо всегда заранее, ибо при авиаперелётах в Штатах шмонают очень серьёзно, так что вполне реально потратить на стояние в очереди на секьюрити-чек и последующую проверку до часа времени - особенно если пожалели 25 долларов на то, чтобы сдать рюкзак в багаж :) Да и овербукинг в США случается.
На внутренних рейсах в США (и приравненных к ним рейсах в соседние страны, Центральную Америку и на Карибы) окончательную и бесповоротную победу одержала лоукостерная революция - багаж и любые дополнительные услуги за плату, на борту бесплатно нальют только стаканчик воды/колы/апельсинового сока и дадут маленький пакетик каких-нибудь чипсов или орешков, всё остальное по диким ценам. Подушки, одеяла и наушники то же. При этом типичной самолётной горячей еды нет как класса, ни по каким ценам.
Стандартная плата за первое багажное место на регистрации - 25-30 долларов, бывают и разные акции в духе "1 багажное место бесплатно", а у "Джет Блю" и "Саутвест" одно багажное место всегда бесплатно. У некоторых авиакомпаний есть и собственные заморочки - так "Саутвест" не даёт забронировать при покупке конкретное место, а только позволяет докупить "приоритет в посадке на борт".
Для перемещения внутри одного штата или между соседними штатами на небольшое расстояние (в пределах 12 часов) можно использовать наземный транспорт.
Приоритет тут за железной дорогой (где она есть). Слово "Амтрэк" в американском английском давно уже означает не просто название компании, а пассажирский поезд.
Все 44 маршрута "Амтрэка" имеют собственные имена, по ним курсируют поезда с периодичностью от каждые несколько часов до несколько раз в неделю.
В составе поездов есть обычно сидячие вагоны бизнес-класса и коач-класса, на дальних маршрутах есть и слиперы, но цены в них совершенно заоблачные. В Калифорнии курсируют двухэтажные вагоны.
Места в коаче могут быть резервед и анрезервед. В первом случае билетов продают ровно столько, сколько мест в вагоне - и продают на данный конкретный поезд. Во втором случае (только на 4-х маршрутах) сидячее место не гарантировано, но билет может быть использован на данном маршруте в течение года.
Также "Амтрэк" обеспечивает доставку пассажиров и в места, где нет железных дорог, расширяя свои маршруты за счёт собственного автобусного сервиса (тюрвей) - доезжаете до станции, указанной в билете, и пересаживаетесь с тем же билетом на ждущий вас автобус.
Конечно, на станциях есть кассы и билетные автоматы, но обычно билеты покупаются на сайте "Амтрэка", покупка не содержит ничего сложного, оплачиваете банковской карточкой и распечатываете подтверждение (или загружаете pdf-файл на смартфон). По собственным наблюдениям подавляющее большинство пассажиров были либо с распечатками, либо просто показывали их на экране смартфона, с бумажными билетами были единицы.
Цены из моего опыта (все коач сит): Нью-Йорк - Вашингтон ("Нортистерн Реджионал") - 49 долларов, Окленд - Мерсед ("Сан-Хоакин") - 26 долларов, Мерсед - Стоктон - Сакраменто ("Сан-Хоакин"+тюрвей) - 23 доллара, Портленд - Сиэтл ("Каскадес") - 44 долларов, Сан-Диего - Лос-Анджелес ("Пасифик Сёрфлайнер") - 37 долларов.
Посадка осуществляется по-разному. На крупных станциях выпускают на платформу с проверкой билетов, в Портленде даже приклеивали номер вагона и места, куда садиться - правда, когда тронулись, проводница, зайдя в наш заполненный вагон, объявила, что все желающие могут пересесть в два следующих пустых вагона. Обычно же просто приходишь на станцию и садишься в вагон своего класса на любое свободное место.
Затем по вагону проходит проводник, проверяет билеты и приклеивает над креслом бумажку с указанием пункта назначения. Рюкзак можно положить на багажную полку, они бывают закрывающиеся, самолётного типа.
Кресла удобные, немного откидываются, есть и откидывающийся столик и подставка для ног, имеются и розетки для подзарядки техники. В поезде есть бесплатный вай-фай, правда с ограничениями на просмотр определённых категорий сайтов (например, не даёт заходить на ю-тьюб). Еду/питьё можно купить в отдельном вагоне (кафе кар).
Станции объявляют по внутренней связи, в некоторых поездах и экраны есть, где их названия пишут. Проводник регулярно проходит по салону и снимает бумажки у тех, кто доехал, предупреждая их, что им выходить на следующей станции.
В тех случаях, когда поезд почему-то не годиться для перемещения, можно использовать пассажирские автобусы. Лидером на рынке является компания "Грейхунд", по всему Северу есть "Болт Бас", на Северо-Востоке имеются ещё "Мегабас", "Питер Пэн" и "чайнабасы" (которые из чайнатаунов ходят), есть и мелкие региональные компании, а на юг заезжают и компании из соседней Мексики.
У "Грейхунда" есть собственные автостанции, нередко (но не всегда) рядом с вокзалами "Амтрэка", в небольших городках они могут даже располагаться в одном здании.
У мелких операторов зачастую посадка/выгрузка осуществляется прямо на улице, под малоприметным знаком.
Автобусом "Грейхунда" воспользовался при ночном переезде (13 часов) между Сакраменто и Портлендом - 69,5 долларов. Билет лучше покупать заранее на их сайте, ибо тогда будет особый "интернет-тариф" - на треть дешевле. На посадке показываете водителю распечатку, и в отличие от "Амтрэка", ещё предъявляете паспорт.
Билеты без мест - садитесь после проверки водителем на любое свободное, багажные полки большие. В принципе, обычный междугородний автобус - не такой крутой, как в
Мексике или
Бразилии, но вполне пристойный. Туалет имеется в конце салона, в ходе ночного переезда останавливались на полчаса под утро на рест-стоп на большой заправке с супермаркетом и забегаловками.
В мегаполисах обычно городской транспорт представлен массой различных систем.
Метро в нашем понимании распространено не так, чтобы особо широко. К таковому безусловно относится вашингтонское Метро, пара линий Метро Лос-Анджелеса, сан-францисский БАРТ, трансгудзоновский ПАТГ, майамский Метрорайл.
А вот нью-йоркскому сабвею (подземке) решительно отказываю в гордом имени метро - даже на лайт райл не тянет, и вообще, вещь какая-то внеклассификационная.
Гораздо чаще в американских городах встречается то, что по-английски именуется "лайт райл", что на русский правильнее всего переводить термином "метротрам", обозначающим подземно-надземный скоростной трамвай. Какой-то участок пути они проходят под землёй, какой-то - по земле, а какой-то, как в Лос-Анджелесе или Сан-Диего - по надземным эстакадам. Таковы Троллей в Сан-Диего, Муни в Сан-Франциско, портлендский МАХ.
По 2-3 длинных и широких кондиционированных вагона, достаточно быстро бегают.
Есть в американских городах и линии самых обычных трамваев (стриткары). Более всего запомнился "исторических" трамвай в Сан-Франциско, где на линии Ф наряду с современными вагонами используются стилизованные под старинные.
Самым распространённым типом общественного транспорта являются автобусы (басы). Под этим термином в Штатах понимают весь городской колёсный транспорт - и обычные автобусы, и "гармошки", и минибасы, и разные экологически-чистые дизельные и газовые гибриды, и троллейбусы хорошо-узнаваемого отечественного вида. Нумерация маршрутов внутри систем городского транспорта сквозная, выделенные полосы местами имеются, но без ограждений.
Автобусы зачастую завязаны на рельсовом транспорте, вокруг узловых станций метро/электричек/метротрамов размешаются остановки автобусов, идущих в те места, куда рельсовый транспорт не ходит.
По пригородам и в соседние города (как "Калтрэйн" из Сан-Франциско в Сан-Хосе или "Три-райл" из Майами в Форт-Лодердейл) ходят по железнодорожным путям электрички.
Они бывают довольно дальнобойные, так что зачастую возможно переехать из одного мегаполиса в другой, воспользовавшись стыкующимися системами электричек вместо "Амтрэка" - например, "Коастер"+"Метролинк" из Сан-Диего в Лос-Анджелес.
В городах, стоящих на берегу океанов/рек (как Сан-Франциско, Нью-Йорке, Сиэтле), есть и водоплавающий транспорт в виде разного рода паромов, плавающих в соседние населённые пункты.
Наконец, имеются разные экспериментальные вещи вроде стилизованных под старину автобусиков (именуемых троллей), бегающих по Александрии, Майами-бич или Сан-Педро (порт Лос-Анджелеса).
И рельсовые системы вроде майамского Метромовера, сиэтлского монорельса или сан-франциской канатки (кэйбл кар).
Теперь об использовании городского транспорта. Довольно удобно, легко скачать схемы транспорта на смартфон, в И-нете есть и удоюные планировщики по прокладке маршрута городского транспорта (вроде
mta.info для Нью-Йорка или
511.org для Сан-Франциско и окрестностей). Наконец, на станциях/в вагонах/автобусах обычно имеются стойки с буклетиками с маршрутами/расписаниями движения.
Сами остановки то же достаточно информативны, указываются маршруты и расписания движения. Обычно на световом табло на вагонах/автобусах указывается направление движения маршрута, названия станций/остановок тоже обычно объявляют.
1 поездка в общественном транспорте стоит от 1,8 до 2,5 долларов.
В автобусах можно платить наличкой - при посадке бросать нужное количество монеток (без сдачи!) в ящичек рядом с водителем. Для прочих видов транспорта нужны приобретённые до посадки билеты. Обычно покупаются в автоматах на станциях/остановках. Платить в автоматах можно как наличкой, так и карточками.
Разумеется, в таком случае, как и везде в мире, удобнее всего пользоваться транспортными картами - вашингтонская СмарТрип, майамская Изи Кард, сан-францисская Клиппер, лос-анджелесская ТАП, сан-диегская Компасс, сиэтлская ОРКА. Стоят обычно от 7 до 20 долларов (цена включает "несгораемый" депозит в 2-5 долларов). Использование их не только удобно, но даёт и разные бонусы, обычно в виде бесплатного трансфера между различными автобусами/линиями метро в течение 90-120 минут. Также удобным вариантом экономии представляется покупка безлимитного проездного на сутки за 5-7 долларов (он обычно загружается в автомате на транспортную карту)
Правда системе ещё далеко до восточноазиатского охвата. Из-за обилия различных компаний, занимающихся городскими перевозками, не все они бывают подключены к единой системе - даже на лучшей из карт, Клиппере, такое есть в виде одной из двух паромных компаний.
С метро/метротрамом всё понятно - проходим через турникет. В автобусах обычно посадка через переднюю дверь с оплатой/прикладыванием карточки к ридеру.
Наконец, во многих городах Штатов до сих пор наблюдается чисто советская система проезда в общественном транспорте под девизом "совесть - лучший контролёр". Это когда можно входить в любую дверь и ехать - только надо не забыть приложить билетик или карточку к валидатору в салоне или даже перед посадкой, на остановке. В таких местах, правда, и контролёры водятся. И даже был свидетелем, как кого-то ловят (в Сан-Диего).
Метро/метротрам понятно, что останавливаются на станциях.
А вот стриткары/автобусы на каждой остановке останавливаться не обязаны. Так что если желаете выйти, надо потянуть за веревочку, протянутую вдоль салона, либо нажать на кнопочку, либо надавать на специальную резиночку (в разных местах разные варианты попадались), после чего раздастся звуковой сигнал и над кабиной водителя загорится табло "стоп реквесшед". Выход через заднюю дверь.
Троллеи, кэйбл кары и монорельсы бывают либо бесплатными, либо имеют совершенно архаичную плату за проезд, при которой не действуют транспортные карты, и платить приходиться при посадке наличкой.