23-й Международный конгресс византийских исследований (Белград, 22-27 августа 2016 г.)

Aug 29, 2016 22:29

Провела неделю на конгрессе. Конгресс мне в целом понравился, а Белград - не особенно, провинциальный по нашим меркам городишко, смотреть там фактически не на что и больше двух дней в качестве туриста делать нечего. Немного фото с конгресса здесь.

От конгресса останется на память сумка, бейджик, ручка, блокнот, постер и книжка с докладами пленарных заседаний. На открытии был сербский президент и пела Дивна Любоевич.

Большинство докладов было на английском и значительная часть на французском, остальные языки почти не присутствовали. Восприятие на слух языков у меня такое, что подобные мероприятия рассчитаны не на меня. Единственный, кто говорил по-французски так, что я все поняла, был Паоло Одорико на одной секции (и вообще он мне понравился, здорово, наверное, иметь его в качестве научного руководителя). Про английский ваще молчу. Проблема еще и в том, что многие докладчики совсем не принимают во внимание аудиторию: кто бубнит себе под нос, кто слишком трещит. Нет чтобы читать в среднем темпе и погромче. Да еще акустика не всегда хорошая. Интересно, у ученых когда-нибудь будут действительно приличные условия работы в наш так называемый век высоких технологий? Мы не доживем, наверное.

Впрочем, на такие мероприятия, как сказал Сергей Иванов, люди ездят скорее пообщаться, а не доклады слушать. "Надо имена на бейджиках, - сказал он, - писать в несколько раз крупнее, чтоб видно было, кто идет. Увидел такого-то, подошел и сказал: я прочел вашу книгу, там какая-то ерунда".

Хм )) Была я, например, на секции, где читал доклад Джон Халдон. Ну, я бы, конечно, могла подойти к нему и сказать, что прочла его книгу про византийские войны, и там какая-то ерунда... но зачем? А могла бы похвалить его двухтомник по иконоборчеству, но... Чтобы запросто подойти к незнакомому ученому и начать светскую беседу, надо, видимо, иметь какой-то более высокий уровень социализации или нахальства, чем у меня. Есть над чем поработать. Может, к будущему конгрессу усовершентствуюсь ))

А так, я, конечно, видела и слышала немало ученых, которых знала только по именам. Очень странное ощущение. Некоторые оказались весьма занятными, как Антонио Риго. Развиртуализовалась кое с кем, кого знала лишь заочно, в частности, с Дирком Краусмюллером. Также развиртуализовалась с некоторыми фейсбучными френдами. С Ильей Беем, например, поговорили, в т.ч. о личных библиотеках, что на компах у нас уже столько книг, что их не прочесть и за несколько жизней. Если это все перевести в бумагу... Илья говорит: ну да, одна Патрология грека сколько место займет. Да, я помню: в РНБ она занимает несколько шкафов от пола до потолка, надо с лестницей лазить на верхние полки. А ведь PG - лишь малая часть того, что хранится у мя на компе! И тут мне стало страшно ОО )))

На одной из секций лицезрела Гилдероя Локхарта от византинистики )) Он читал доклад чуть ли не во фраке: черный костюм, белоснежнейшая рубашка и блестящие черные туфли (особенно прикольно было видеть это после предыдущего докладчика-испанца, который был вообще в футболке)). Он улыбался во весь рот. Он ходил по аудитории, жестикулировал и глядел в лица слушателям. А голос, а интонации! Такими только женщин очаровывать в полутемном ресторане ОО Говорил он по-английски и не быстро, но я при этом почему-то все равно нифига не поняла (хотя обычно, когда говорят внятно и не очень быстро, то я кое-что понимаю), однако было полное ощущение, что он гонит какую-то воду или мыльные пузыри пускает. А разве можно в такой манере сказать что-нибудь путное? Меня уже на второй минуте стал смех разбирать. Я даже посмотрела, кто таков: оказывается, в программе Конгресса он упоминается целых пять раз (это, похоже, чаще всех!), он читал на разных секциях четыре (!) доклада, да еще был в числе руководителей одной из секций. И какие названия докладов, зацените: "Byzantine philosophy", "Editing Byzantine philosophical texts, a proposal", "Exploring the byzantine theory of image through the 20th-century art discourse", "Defining byzantine chronicles: a challenge for historians of byzantine literature". Аааааа. Чистый Локхарт. Однако же в историю византинистического конгресса вошел прочно. Во как некоторые ученые живут, не то что мы бедные )(

Господа ученые постепенно разъезжались, так что в предпоследний день я была на секции, где половина докладчиков отсутствовала. Странно. В результате секция кончилась раньше времени, и я пошла послушать конец другой секции, там был доклад о Паламе и еще один, на русском, "Отражение в романе "Тирант Белый" падения Византии". Ну, думаю, послушаю, что за роман такой. Ага, как же. Это, наверное, был самый бестолковый доклад, какой я вообще в жизни услышала. Докладчик говорил о чем угодно - о политическом положении Византии после крестовых походов, об унии, о нравах каталонцев, о фобиях императоров, но собственно об отражении падения не сказал ни слова!! А о романе сказал только, что он очень длинный. Вот что это было?! Потом один слушатель англоязычный задал вопрос: "Я вас слушал и пытался понять, но..." Бедняга, что уж он там мог понять, если даже я ниче не поняла, к чему это все было. А докладчик еще и по-английски не понимает, так что пришлось ему переводить. И что вы думаете? Он стал отвечать и тут же удалился от темы опять неведомо куда. Наконец, все, видимо, поняли, что толку от него ноль, и отпустили. Вот зачем ехать на конгресс, чтобы так позорить российскую науку? Посмотрела в списке участников - оказывается, он из РАН. Еще хуже: из РАН - и такой докладчик, умереть не встать. Сидел бы дома :(

24 августа заседала наша секция “Saint Gregory Palamas and Barlaam the Calabrian in the context of the 14th-century Byzantine Philosophy & Theology”. Секция прошла хорошо, не считая того, что не уложились во время. Вообще-то можно было ее на две части поделить, тогда не пришлось бы спешить, а то 10 человек на два часа это слишком много. Народ был, но под конец часть ушла. Я читала доклад "Les conceptions anthropologiques de Saint Grégoire Palamas et de George Gémiste Pléthon: un débat sur le rôle de l’homme dans l’univers", антиправославный ))

В последний день объявили место следующего конгресса: в 2021 г. в Константинополе! Вот туда точно есть стимул поехать, это вам не Белград. Я поначалу даже расстроилась от своего плохого восприятия языков и от Белграда, где нечего смотреть, так что подумала, что зря приехала на целую неделю. Но в итоге я довольна, что была на конгрессе от начала до конца. Есть в этом что-то... от научного мистицизма, такое особое ощущение атмосферы, какая, наверное, была и в византийских "салонах" когда-то :) Мистику науки я хорошо ощущаю, в отличие от мистики религии.

Вот, кстати, интересная вещь. Я много чего читала о прежней жизни, и между кружками византийских интеллектуалов и современными научными мероприятиями ощущаю некую преемственность (особенно яркое ощущение этой общности было, когда я впервые пришла на питерскую Византийскую группу, но не только), и то, что необскурантные византийцы писали о занятиях науками, до сих пор близко так или иначе любому ученому, несмотря на то, что в те времена наука была во многом другой. А вот религиозно-аскетико-богословские материи... они превратились просто в материал для патрологических штудий. У стоящих в современном храме, едва ли есть преемственность с византийцами прежних веков, у них было совсем другое восприятие всего, нам теперь этого не понять. Когда-то мне казалось, что я понимаю, а теперь я знаю, что все это было сплошной иллюзией. Кстати, на конгрессе были некоторые доклады о восприятии византийцами реальности, в т.ч. богослужения и религиозных материй, - что общепринятые об этом понятия нуждаются в пересмотре. Тоже интересная тема. Много чего интересного еще есть для изучения :)

наука, Византия, люди и нравы, про меня

Previous post Next post
Up