"в ём бес!"

Aug 02, 2015 14:09

Не покидает мя ощущение, что отцы придумали влияние ангелов и бесов от бессилия объяснить иным образом психические явления.

Вот напр., прочла сейчас очередной вопросоответ Анастасия Синаита про богохульные и безбожные помыслы - там описываются страшные ужасы православного существования в 1-м тысячелетии: люди, на которых нападают подобные помыслы, "часто, приходя в уныние и отчаяние от таких безбожных и хульных слов, уже не считают себя больше христианами, поскольку помыслили о Боге такое, другие же часто отказываются от причастия Св. Таин, а третьи готовятся наложить на себя руки или ввергнуть себя в пропасть как изрекающих хулу на Бога, а потому не имеющих надежды на спасения". Анастасий отвечает, что не надо смотреть на эти помыслы как на свои (т.к. не может, человек, поклоняющийся Богу и ради Него предающийся всяким депривациям, хулить Его), а считать их за бесовские. Мол, это все остальные помыслы от наших страстей и мы можем с ними бороться и побеждать, а этот нет, а "поскольку он чужд нам и является бесовским, постольку мы не можем воспрепятствовать ему", а значит мы в нем не виноваты. "Человек же, не понимая, чем является этот помысл, но считая, что подобные безбожные речи происходят из его собственной души, приходит в замешательство, падает духом, возмущается, тревожится, разрождается криками и воспламеняется, словно сожигаемый муками совести, а также отчаивается в собственной жизни и спасении". А на самом деле на такие мысли надо не обращать внимания.

Я так полагаю, современная психология уже давно объяснила все эти двойные мысли и пр., и откуда они берутся. И к тому же, конечно, если боишься хулы на Бога как самой страшной вещи на свете, она-то и будет тебя одолевать, а если наплюешь на эти страхи, то они и пропадут. Но при чем тут бесы? )) Вот буддисты, поди, таковые психические явления объясняли, не привлекая сторонние силы. Да и вообще, это не только с хулой, а с любыми "грехами" так: пока на что-то обращаешь внимание, оно тебя превращает в невротика, а если привнесешь здорового пофигизма, то все очень скоро становится окей, и даже непонятно, чего так страдал-то. С этой т.з. монашеская аскеза а ля Варсонуфий и Иоанн, где предлагается думать над каждым шагом и над каждой съеденной булочкой, хорошо ли я ее съел или надо было съесть другую, - просто верх невротизации. И главное, везде бесы, бесы, постоянно искушают, ужосс ОО

Все-таки я не понимаю, зачем православным аскетам понадобилось делать из человека игралище сторонних сил. Ничего себе, создание "по образу Божию"!

православие, абзац, аскетика, а был ли мальчик?

Previous post Next post
Up