Читаю тут книжку одну, ученый (американец) пишет об особенностях памяти, в связи с чем вспоминает, что когда он учился в школе, у них там над зеркалом висела надпись: "То, что ты даешь, получаешь обратно. Улыбайся
( Read more... )
Ну, хорошо, что у Вас все было так хорошо. А у меня было не так. Дело не в том, что мне прямо-таки хочется стать кем-то мирового уровня. Любитель может почитать пару-тройку книжонок и мнить себя знатоком предмета. Но настоящим ученым здесь быть трудно. Во-первых, нет книг. Если б у меня не было заграничных друзей, которые бы мне копировали нужные книги или делились бы ими, я бы не смогла ни одной статьи написать вообще, потому что здешние библиотеки не комплектуют, да и сейчас я не всегда могу ознакомиться с нужной мне литературой даже при наличии каналов. Во-вторых, нет научной среды. Точнее, она есть, но она такова, что неспособна воодушевить человека. Впрочем, в России вообще с византинистикой довольно плохо. Об этом у Медведева есть целая статья - о том, как при совке нашу византинистику (которая до революции была мирового уровня! так что западные ученые учили русский, чтобы читать наши исследования) просто уничтожили. А то, что потом худо-бедно восстановили, это уже совсем не то. Византинисты у нас есть, в т.ч. и хорошие, а византинистики можно сказать что нет. Тогда как и в Америке, и в Европе византиноведением занимаются целые институты.
Предыдущий комментатор дело говорит. Тут ключевой момент в том, что в 12 лет тебе не хотелось учить древнегреческий :) Ну, что тут поделаешь? Приходится принимать все, как оно в реальности произошло - за отсутствием машины времени. А не так оно все плохо, на самом деле!
Пусть не все мечтают именно о древнегреческом. Кто-то мечтает о ядерной физике, кто-то о медицине, кто-то о математике и т.п. Государство возможности дает разные. Но и от семьи, и от школы, и от всего окружения зависит желание ребенка учиться, и что конкретно он будет учить. Все работает в комплексе. Кому-то больше повезло на старте, кому-то меньше, но нельзя сказать, что нету образования и воспитания вообще.
Мне всегда хотелось учиться. В 12 лет меня интересовала биология. Но так же и история, и "религиоведение", как сказали бы сейчас. Интерес к изучению древних языков пробудился позднее.
Меня всегда окружало много сверстников, которые хотели и любили учиться. И в школах были учителя, у которых было интересно учиться и которые любили свою работу. Ну да, мне еще повезло, что родители много работали учителями. Мама преподавала русский и литературу (она филолог), отец преподавал математику и черчение, а так же информатику.
Потом я несколько раз преподавала в школе историю. Преподавала историю России и историю Древнего Мира. И я видела, что детям нравится учиться.
Ну да, это Питер. Я допускаю, что в маленьких городах и деревнях с желанием учиться и уровнем образования все хуже. Но и оттуда дети с желанием учиться вырываются, поступают в вузы.
Но я не могу поверить, что вас окружали дети, не желавшие учиться, и учителя, у которых не хотелось учиться с нтересом.
Я вообще была не против читальных залов. Да, не все книги можно было взять на дом. Когда я в 1992 году интересовалась историей средних веков и в особенности историей Инквизиции, книги мне приходилось читать в читальном зале. Ксерокопии стоили дорого, но в несколько приемов можно было поксерить нужные фрагменты книг.
Учебник латыни я себе купила в самом начале 90х годов в "старой книге", там же купила и словарь латинско-русский. Если не ошибаюсь, то в 90 или 91 году. И буквально в 92 вышел еще учебник латыни, пусть он был в отвратительной полиграфии, но он продавался в университетской книжной лавке, я сразу его купила и начала учиться по 2м учебникам параллельно. Допускаю, что учебник древнегреческого купить вероятно было труднее. Учебник древнеегипетского на дом не давали, да. Я сидела в читальном зале на восточном факультете университета и переписывала этот учебник от руки.
В доинтернетные времена вообще многое было сложнее. Но вот сейчас многое можно скачать, купить в электронном виде или купить на Амазоне и в онлайновых букинистических магазинах.
теоретически есть, а практически надо было это делать лет 10 назад или раньше. впрочем, конечно, и сейчас можно попробовать, но результат не гарантирован.
Дело не в том, что мне прямо-таки хочется стать кем-то мирового уровня. Любитель может почитать пару-тройку книжонок и мнить себя знатоком предмета. Но настоящим ученым здесь быть трудно. Во-первых, нет книг. Если б у меня не было заграничных друзей, которые бы мне копировали нужные книги или делились бы ими, я бы не смогла ни одной статьи написать вообще, потому что здешние библиотеки не комплектуют, да и сейчас я не всегда могу ознакомиться с нужной мне литературой даже при наличии каналов. Во-вторых, нет научной среды. Точнее, она есть, но она такова, что неспособна воодушевить человека. Впрочем, в России вообще с византинистикой довольно плохо. Об этом у Медведева есть целая статья - о том, как при совке нашу византинистику (которая до революции была мирового уровня! так что западные ученые учили русский, чтобы читать наши исследования) просто уничтожили. А то, что потом худо-бедно восстановили, это уже совсем не то. Византинисты у нас есть, в т.ч. и хорошие, а византинистики можно сказать что нет. Тогда как и в Америке, и в Европе византиноведением занимаются целые институты.
Reply
Reply
Reply
Пусть не все мечтают именно о древнегреческом. Кто-то мечтает о ядерной физике, кто-то о медицине, кто-то о математике и т.п.
Государство возможности дает разные. Но и от семьи, и от школы, и от всего окружения зависит желание ребенка учиться, и что конкретно он будет учить. Все работает в комплексе. Кому-то больше повезло на старте, кому-то меньше, но нельзя сказать, что нету образования и воспитания вообще.
Мне всегда хотелось учиться. В 12 лет меня интересовала биология. Но так же и история, и "религиоведение", как сказали бы сейчас.
Интерес к изучению древних языков пробудился позднее.
Меня всегда окружало много сверстников, которые хотели и любили учиться. И в школах были учителя, у которых было интересно учиться и которые любили свою работу.
Ну да, мне еще повезло, что родители много работали учителями. Мама преподавала русский и литературу (она филолог), отец преподавал математику и черчение, а так же информатику.
Потом я несколько раз преподавала в школе историю. Преподавала историю России и историю Древнего Мира. И я видела, что детям нравится учиться.
Ну да, это Питер. Я допускаю, что в маленьких городах и деревнях с желанием учиться и уровнем образования все хуже. Но и оттуда дети с желанием учиться вырываются, поступают в вузы.
Но я не могу поверить, что вас окружали дети, не желавшие учиться, и учителя, у которых не хотелось учиться с нтересом.
Reply
Reply
Reply
Ксерокопии стоили дорого, но в несколько приемов можно было поксерить нужные фрагменты книг.
Учебник латыни я себе купила в самом начале 90х годов в "старой книге", там же купила и словарь латинско-русский. Если не ошибаюсь, то в 90 или 91 году.
И буквально в 92 вышел еще учебник латыни, пусть он был в отвратительной полиграфии, но он продавался в университетской книжной лавке, я сразу его купила и начала учиться по 2м учебникам параллельно.
Допускаю, что учебник древнегреческого купить вероятно было труднее.
Учебник древнеегипетского на дом не давали, да. Я сидела в читальном зале на восточном факультете университета и переписывала этот учебник от руки.
В доинтернетные времена вообще многое было сложнее. Но вот сейчас многое можно скачать, купить в электронном виде или купить на Амазоне и в онлайновых букинистических магазинах.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment