40 дней ничего не ел, говорите? ))

Mar 01, 2014 11:37

--- В синоптических евангелиях за сообщением о крещении Иисуса следует так называемый рассказ об искушении (Мк 1,12сл; Мф 4,1-11 пар. Лк 4,1-13). Его редакции у Марка и у Матфея-Луки совершенно разные. В то время как Марк приводит одни только загадочные намеки и ни слова не говорит о том, в чем именно состояло искушение, Матфей и Лука восполняют этот пробел, описывая искушение в форме, напоминающей дебаты книжников, в которых обе стороны используют доказательства «от Писания». Спор Иисуса с сатаной развертывается в три захода, каждый раз - в новом месте, причем инициатива принадлежит сатане. Некоторые наблюдения подтверждают, что редакция Матфея - Луки отражает более позднюю стадию предания.
Самое древнее сообщение Мк 1,12сл на удивление темное. Оно сплошь состоит из выражений, характерных для библейского символического языка.
а) Дух «толкает» (έκβάλλει) Иисуса в пустыню. Пустыня - это место пребывания злых духов (Мф 12,43 пар.), но она имеет также эсхатологическое значение: из пустыни приходит Мессия (Ис 40,3). Иисус находится в ней 40 дней. Сорок - это известное символическое число, означающее срок действия бедствий и проклятий. В течение этого времени Иисус был искушаем сатаной.
б) Иисус «был с дикими зверями» (ήν μετά τών θηρίων). Цель этих слов не в том, чтобы передать пустынность ландшафта или опасность, которой подвергался Иисус; здесь слышится мотив, связанный с представлением о рае. В пользу этого говорит, пожалуй, уже выражение είναι μετά [быть с...], которое у Марка означает единение (3,14; 5,18; 14,67), и, вне сомнения, параллельное (по теме) место Лк 10,19352. Подобно тому как Адам, согласно Быт 2,19, жил в раю в единстве со зверями, ожидалось, что в конце времен вновь воцарится мир между людьми и зверями. В Ис 11,6-9 описывается, как волк будет отдыхать рядом с ягненком и барс будет лежать рядом с козленком; как лев и вол будут пастись вместе и водить их будет малое дитя; как младенец, не подвергаясь опасности, будет играть перед норой гадюки. Рай восстанавливается, наступает эра спасения - вот что подразумевает выражение ήν μετά τών θηρίων. Так как искушение преодолено и сатана побежден, райские врата снова открыты.
в) Ангелы «прислуживали ему за столом» (διηκόνουν αύτώ). И эта деталь тоже имеет отношение к представлению о рае и может быть понята только исходя из него. Так как Адам, согласно Мидрашу, жил в раю, питаясь пищей ангелов, то и Иисусу подают пищу ангелы. Прислуживание ангелов за столом - это символ восстановленного единства Бога и человека.
Из этого наиболее древнего сообщения мы и должны исходить.

...
Противники Иисуса упрекали его в том, что он изгоняет бесов с помощью сатаны. Иисус отклоняет эти упреки как нелепые: как может один сатана изгонять другого? Напротив, продолжает Иисус, его власть над бесами основана на другом: он победил вооруженного, сатана закован, и теперь он может захватить его имущество. Следовательно, притчей о поединке Иисус хочет сказать: он изгоняет бесов не как орудие сатаны, а как его победитель. Эти самосвидетельства Иисуса должны быть причислены к наиболее древней части предания; с одной стороны, древним является уже упрек в союзе с бесами, т.е. в магии (см. ниже, с. 112); с другой - эта притча определенно находится в некотором противоречии с первохристианским богословием, согласно которому Иисус является победителем сатаны вследствие своего распятия и воскресения (1 Кор 15,24; Кол 2,15; Еф 1,20сл). Итак, вероятнее всего, мы имеем дело с отрывком из допасхального предания. В этой притче о поединке, говоря о заковывании сильного, Иисус явно намекает на определенное событие, причем речь здесь может идти только об описанном в Мк 1,12сл преодолении искушения.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что две логии, в которых таинственно говорится о сатане, передаются преданием как сказанные от первого лица. Имеются в виду Лк 22,31сл, где Иисус говорит о сатане как обвинителе учеников перед престолом Божьим и о своем выступлении в качестве заступника Симона (έγώ έδεήθην [я молился]), а также 10,18, где он, ликуя, восклицает, что видел (έθεώρουν), как сатана стремительно упал с неба, низвергнутый на землю подобно молнии. К этому можно добавить, что, согласно Евангелию евреев, Иисус рассказывал о перенесении на гору от первого лица. Эти отрывки из предания, в которых слова Иисуса передаются от первого лица, свидетельствуют о том, что он говорил ученикам о своем искушении сатаной, о своей борьбе с ним и о своей победе.
Нетрудно догадаться, почему он это делал. Ученики постоянно подвергались тому же искушению, что и он сам (Лк 22,28); искушение, состоящее в надежде на политического мессию, было во время жизни Иисуса и их искушением. Чтобы укрепить их, Иисус рассказывал им о своем собственном опыте и о своем преодолении искушения.
...
Согласно наиболее древнему, допасхальному преданию, выступлению Иисуса с вестью о Царстве Божьем предшествовало не только переживание откровения во время крещения, отклик которого мы находим в обращении к Богу 'Abba, но и совсем иное событие: отклонение соблазна политического мессианства. Это означает, что понятие «миссия Иисуса» включает в себя не только божественное поручение, но и согласие Иисуса принять эту миссию, выразившееся в форме преодоления искушения.
До сих пор мы придерживались традиционного выражения «рассказ об искушении». Теперь, однако, необходимо внести уточнения. «Искушение» - это термин, который может ввести в заблуждение. Слово πειρασμός, которое встречается в Новом Завете 21 раз, по крайней мере в 20 случаях употребляется в значении «экзамен, испытание, проверка» и только в одном-единственном случае однозначно подразумевает «искушение ко греху» (1 Тим 6,9). Лк 4,13 тоже следует переводить как «испытание, проверка». Ведь смысл так называемого «рассказа об искушении» ни в коем случае не в том, что Иисус должен был подвергнуться греховным соблазнам и устоял перед ними; скорее речь здесь идет о согласии Иисуса принять свою миссию. А потому следовало бы избегать ведущего к недоразумениям (вследствие своей морализаторской окраски) термина «рассказ об искушении». Перед нами не искушаемый, а подвергаемый испытанию Иисус.
...И все-таки рассказ об испытании Иисуса едва ли будет правильно понят, если сводить его смысл к тому, что Иисус устоял против соблазна политического могущества и достижения внешнего успеха. Ибо ввиду общей картины, которая вырисовывается из источников, немыслимо, чтобы политические амбиции были серьезным испытанием для Иисуса. В этом нас поддерживают и слова ύπαγε όπίσω μου, σατανά (Μκ 8,33), с которыми Иисус отвергает доброжелательный совет Петра уклониться от пути страданий как сатанинский. Необыкновенное волнение, звучащее в этих резких словах, показывает, что Иисус стоит перед испытанием, задевающим его глубочайшим образом. Опираясь на Мк 8,33, можно сделать следующий вывод. Так называемый «рассказ об искушении» только тогда становится понятным, когда представление о его подоплеке и о сути испытания для Иисуса складывается не только на основе Ис 42,1слл, но и на основе того, что говорится о Служителе Божьем в последующих главах Книги Исайи, а именно в Ис 52,13-53,12. Мы вернемся к относящимся сюда вопросам в § 24.
Моменту своего испытания Иисус придавал эсхатологическое значение. Притча о поединке показывает, что свое испытание он истолковывал как одоление сатаны и из него выводил свое всевластие над злыми духами. Ибо победа над сатаной означает наступление эры спасения. ---

Это я тут читаю потрясающе интересную книгу, просто роман, не оторваться. Еще цитаты тут. Но вообще цитировать ее - неблагодарное занятие, ее читать надо )

наука, экзегеза, Библия, христианство, текстология

Previous post Next post
Up