Прошу прощения за безпокойство. Хотел бы к Вам обратиться за помощью в одном непростом (по крайней мере для меня) вопросе. Никто ничего внятного объяснить не может. Я знаю, что Вы специалист в теме богослужебных текстов Церкви и их истории, а так же в истории Византии. Меня интересует вопрос конца 4-го века, а именно чудо св. Феодора Тирона и арианин Евдоксий. Тексты (иной Канон на Утрене) Субботы первой седмицы ВП называют Евдоксия - пастыреначальником, а ариан стадом Христовым. Какая то несуразица получается. Сможете ли Вы мне Кассия помочь в этом разобраться? Буду премного благодарен!
праздник был установлен при господстве ариан, судя по всему, а когда православные восторжествовали, он уже был так популярен, что его не стали отменять )
Спасибо! Но всё равно непонятно: богослужебный текст Утрени этого Праздника составлялся ведь не арианами, а православными. Как могли при этом быть употреблены такие наименования еретика в Предании Церкви (архиерей, пастыреначальник) привиться в Церкви, и главное сохраниться? Хотя у преп. Иоанна Дамаскина (автора Канона св. Феодору Тирону, который читается в Пятницу на Вечерне) нет ни малейшего упоминания ни о Евдоксии, ни о самом чуде в Константинополе. Неужели никто из святых отцов за столько веков не заметил такового (имею ввиду сам текст канона на Утрене)? Интересно было бы еще узнать - существует ли именно такие слова о Евдоксии в греческих и древнегреческих текстах службы, какие употреблены у нас.
насколько я знаю, все синаксари переведены с собрания Н.К.Ксанфопула, 14 в. что до канонов, так Триодь вообще сложилась только в 9-10 вв. к тому же то, что мы имеем, это вообще монастырский вариант еще более позднего времени. в Византии у каждого монастыря был свой устав и могли использоваться разные каноны святым и праздникам. есть куча канонов святым, которые не вошли в минеи, они несколько томов в современном издании занимают. на мирских же приходах были свои уставы, а в Св. Софии особое песненное последование. это сейчас у всех одна обязаловка, в Византии такого не было. когда именно окончательно сложился нынешний состав триоди, я не в курсе, это надо литературу изучать и пр. интересно - изучайте. я не такой уж спец в истории гимнографии и занималась плотно только Кассией.
Тогда получается, что эти вставки (арианского хар-ра) в Триоди современной, вообще не имеют никакого Всеправославного значения, именно как общецерковное и Вселенское Предание Церкви. Благодарю Вас.
ну в этом смысле конечно )) в богослужении у нас есть следы ересей и другие - напр. в каноне на Неделю Фомину, он древний, "сугубое действо" это монофелитская формула. и еще там есть кое-какие стихиры авторства патр. Сергия (анафематствованного за монофелитства), которые тоже по всякому можно понимать. в богослужении чем праздник древнее (как и с чудом Тирона), тем чаще сохраняются следы древних догматических формул, которые потом могли быть отвергнуты или осуждены. у Ареопагита тоже говорится о "богомужном действии" Христа (одном), но потом это толковали православно. так и тут. праздник, установленный арианами, есть, но никто не считает арианство хорошим.
Понятно. Получается столько святых молилось по этим текстам в веках (ну хотя бы после 10 века), называя еретика аномея - пастыреначальником, общину его - благочестивейшим народом, и никто из них не воспротивился этому?
у меня есть подозрение, что они в это дело не вникали особо )) и думали, что это был православный архиерей. едва ли монахи в массе знали церковную историю, чтобы судить кто там при Юлиане был официальный архиерей в столице. Константин Великий вон, крестился у арианина, а кто об этом знал? формально он арианином и умер, а в святцы попал, крещение его потом папе Сильвестру приписали. не все в церкви было так однолинейно, как некоторым хочется думать ))
Наверное не вникали. Но с такой же простотой верует большинство православных, веруют ведь именно в неоспоримый авторитет богослужебных текстов как Вселенского Предания Церкви, а многие веруют еще и именно как в богословский авторитет, сверяя различные недоумения и церковно-догматические споры именно с гимнографией, которая выступает именно моментом истины в таких вопросах. Как здесь быть, вот вопрос.... Ведь тогда получается, что авторитет богослуж. текстов не такой уж и неоспоримый? Тогда как гимнографию (общепринятую в Церкви) можно считать цельным и 100% Преданием?
Прошу прощения за безпокойство. Хотел бы к Вам обратиться за помощью в одном непростом (по крайней мере для меня) вопросе. Никто ничего внятного объяснить не может. Я знаю, что Вы специалист в теме богослужебных текстов Церкви и их истории, а так же в истории Византии. Меня интересует вопрос конца 4-го века, а именно чудо св. Феодора Тирона и арианин Евдоксий. Тексты (иной Канон на Утрене) Субботы первой седмицы ВП называют Евдоксия - пастыреначальником, а ариан стадом Христовым. Какая то несуразица получается. Сможете ли Вы мне Кассия помочь в этом разобраться? Буду премного благодарен!
Reply
Reply
Но всё равно непонятно: богослужебный текст Утрени этого Праздника составлялся ведь не арианами, а православными. Как могли при этом быть употреблены такие наименования еретика в Предании Церкви (архиерей, пастыреначальник) привиться в Церкви, и главное сохраниться? Хотя у преп. Иоанна Дамаскина (автора Канона св. Феодору Тирону, который читается в Пятницу на Вечерне) нет ни малейшего упоминания ни о Евдоксии, ни о самом чуде в Константинополе. Неужели никто из святых отцов за столько веков не заметил такового (имею ввиду сам текст канона на Утрене)? Интересно было бы еще узнать - существует ли именно такие слова о Евдоксии в греческих и древнегреческих текстах службы, какие употреблены у нас.
Reply
что до канонов, так Триодь вообще сложилась только в 9-10 вв. к тому же то, что мы имеем, это вообще монастырский вариант еще более позднего времени. в Византии у каждого монастыря был свой устав и могли использоваться разные каноны святым и праздникам. есть куча канонов святым, которые не вошли в минеи, они несколько томов в современном издании занимают. на мирских же приходах были свои уставы, а в Св. Софии особое песненное последование. это сейчас у всех одна обязаловка, в Византии такого не было.
когда именно окончательно сложился нынешний состав триоди, я не в курсе, это надо литературу изучать и пр. интересно - изучайте. я не такой уж спец в истории гимнографии и занималась плотно только Кассией.
Reply
Благодарю Вас.
Reply
Reply
Получается столько святых молилось по этим текстам в веках (ну хотя бы после 10 века), называя еретика аномея - пастыреначальником, общину его - благочестивейшим народом, и никто из них не воспротивился этому?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment