Сколько уже раз я его читала, но тут вдруг пришло в голову, что оно какое-то странное. Может быть, потому, что раньше я воспринимала Евангелие как комплекс из четырех произведений, которые, дополняя друг друга, в сознании смешивались, и потому ничего особо странного не виделось. А тут я взглянула на Мк. как на отдельное произведение. Причем известно, что:
- это первое из написанных Евангелий;
- оно написано Марком по рассказам ап. Петра, причем по тем, которые Петр постоянно должен был повторять в течение всей своей проповеди.
Казалось бы, при таких обстоятельствах логично было бы прежде всего изглагать то самое учение, Новый Завет, ради которого весь сыр-бор. Но что мы имеем?
Начало, конечно, вполне нормальное: крещение Христа, искушение в пустыне и - прииде Иисус в Галилею, проповедая Евангелие Царствия Божия.
Дальше читатель, по идее, ожидает, что ему расскажут про это самое благовестие, что оно такое и в чем состоит. Но ничего подобного
не происходит.
Призвание апостолов. Несколько рассказов об исцелениях и изгнании бесов, которые привлекли ко Христу толпы народа.
И изыде паки к морю, и весь народ идяше к Нему, и учаше их. Чему - опять ни слова не сказано, кроме того, что Христос пришел призвати грешники на покаяние.
Вопрос о том, почему апостолы не постятся. Притча о новом и ветхом вине - опять же, ни слова о том, в чем это новое вино состоит. Неужели только в нарушении субботы и в том, что суббота человека ради, а не наоборот?
Опять несколько рассказов об исцелениях! (Сколько же можно? Где содержательная часть?) Спор о том, чьй властью Христос изгоняет бесов. Наконец, в 4 главе две притчи. О сеятеле и о горчичном зерне. Но при этом собственно о содержании нового учения мы опять ничего не узнаём.
(Можно отметить, что у Матфея на этом месте следует развернутая Нагорная проповедь, но Матфей-то уже после Марка писал, а не наоборот.)
Хождение по воде.
Опять изгнание бесов и исцеления! А также воскрешение девочки.
Уже 6-я глава, между тем. И бывшей субботе, начат на сонмищи учити. Чему - опять ни слова. Только упоминание, что люди удивлялись, откуду Сему сия.
Отсылка 12 апостолов на проповедь с даром власти исцелять болезни и угрозой, что кто их не послушает, тому будет хуже, чем Содому. И опять ни слова о собственно учении!!!
Казнь Иоанна Крестителя.
Чудо (опять!!) с пятью хлебами.
Хождение по воде.
Критика фарисеев за лицемерие и за то, что они заповеди Божии попирают ради преданий человеческих. Но тут мы в общем не видим ничего нового - это всего лишь призыв соблюдать уже имеющиеся заповеди и не загромождать их всякой ненужной экзегезой. Актуально, конечно, но это еще не НЗ.
Опять исцеления!
И опять чудесное умножение хлебов!! (Больше рассказать, что ли, не о чем?)
В связи с ним краткая нападка на квас фарисейский - автор определенно повторяется.
И опять исцеление.
Вопрошение апостолов о том, за кого люди почитают Христа.
Дальше краткое поучение о несении креста и погублении души, и - иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем... А каких словес-то? Словес-то до сих пор практически никаких не пересказано, все только чудеса да исцеления. Читатель все больше недоумевает, однако.
Внезапное обещание показать Царствие Божие пришедшее в силе.
Преображение. Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. Все хорошо, но, как мы уже заметили, из данного Евангелия не очень-то понятно, какое именно учение нам предлагают и чего мы должны слушать.
Пророчество о страданиях Христа.
И опять исцеления!!
В кои-то веке небольшая содержательная часть на тему аще кто хочет старей быти, да будет всех меньший и всем слуга, и иже бо несть на вы, по вас есть, про чашу воды во имя Мое и про борьбу с соблазнами.
Потом еще про развод и про детей.
А дальше, наконец, приходит юноша и вопрошает в лоб: что делать, чтобы спастись. Что ему отвечает Христос? Соблюди заповеди, - и перечисляет ветхозаветные, ничего т.е. нового. Единственная новизна - продать все и стать нищим. Юноша, натурально, обломался, что послужило поводом для поучения о невозможности богатому войти в ЦН. Тут, правда, можно заметить, что не все люди так уж богаты, и спросить, почему же ради следования за Христом надо продать и раздать нищим всё, что имеешь? Т.е. новая религия только для нищих, получается? А кормиться чем? подаянием, как апостолы? А если ты не апостол, тогда как? Ничего этого нам, конечно, не поясняют.
Дальше, как водится, снова исцеления. И уже вход в Иерусалим. Дело движется к концу, а о содержании НЗ мы так ничего почти и не узнали. Гм.
Тут, видимо, автор опомнился, сам увидел, что в его сочинении явный перекос, и решил быстро наверстать упущенное.
Изгнание торгующих из храма. Вера и горы. Прощение обид при молитве. Божие и кесарево. Воскресение мертвых. Главные заповеди Закона (ветхозаветные, впрочем). Критика книжников и фарисеев. Лепта вдовицы.
Но все это умещается фактически в одну главу.
Пророчество о грядущих бедствиях, а дальше уже взятие Христа под стражу и прочее.
Таким образом, из 16 глав мы имеем по объему от силы две-три, где излагается нечто, имеющее отношение к НЗ или хоть к ВЗ. Все остальное - сплошь чудеса, исцеления и иногда нападки на фарисеев, не считающих Христа Мессией. У мя, соответственно, возник вопрос: что получается, из этого-то и состояла многолетняя проповедь Петра, которую Марк за ним записывал?! Какую вообще цель ставил Марк, составляя это Евангелие (первое из всех!)? Показать, что Христос был божественным Учителем, и изложить собственно Его учение? Тогда где же оно? маловато будет. Такое ощущение, что цель Марка была нарисовать в основном образ великого чудотворца. Но зачем? Я бы еще понимала, если б он рассказал о некотором количестве чудес и исцелений в качестве доказательства божественности Христа, но основной упор сделал все же на Его учении. Но ничего подобного тут нет. Это у Иоанна так, а у Марка какое-то собрание mirabilia, все прочее по минимуму.
В общем, я в недоумении, мягко говоря.