В поисках сокровищ

Aug 31, 2016 14:14

В июльском номере журнала «Мир музея» опубликована заметка об одном примечательном экспонате готовящегося выставочного проекта Музея имени М.А. Врубеля «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии», победителя XIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный дизайн». Открытие выставки состоится в декабре 2016 года.








В год 300-летия Омска в генерал-губернаторском дворце будет представлена новая экспозиция, приоткрывающая тайну притягательности работы научных сотрудников - в поисках сокровищ, идущих по пути Остапа Бендера наоборот: они имеют вещь, а ищут информацию и весь гарнитур. Но выставка не только про стулья. Популярно-тематическая экспозиция расскажет детективные истории национализации и обезличивании большевиками знаменитых дореволюционных коллекций и обстановки богатейших дворцов Петербурга и Москвы, создании Государственного музейного фонда и распределении сокровищ по всему Советскому Союзу, сохранению и реставрации памятников культуры, возвращении добрых имён их владельцам.
Одно из видных мест на выставке займёт натуралистическая фарфоровая фигура обезьяны - произведение «с послужным списком» Королевской фарфоровой мануфактуры в Мейсене в Германии. Скульптура, повторённая в 1850-е годы, относится к так называемому «фарфоровому зверинцу» - серии птиц и зверей в натуральную величину, исполненной скульптором Иоганном Кендлером по заказу Августа Сильного в начале 1730-х годов. Фридрих Август II, курфюрст Саксонский, король Польский, покровительствовал Мейсенской фарфоровой мануфактуре, страстно коллекционировал китайские и японские фарфоровые изделия, для размещения которых приобрёл и превратил «Голландский дворец» в Дрездене в крупномасштабную выставку фарфора и переименовал его в «Японский дворец».
В Омск фарфоровая обезьяна была отправлена из зимнего сада петербургского дворца на Английской набережной Фёдора Ивановича Паскевича-Эриванского, купившего особняк «в итальянском вкусе» 1730-х годов постройки в начале 1857 года. С этого времени и до революции 1917 года особняк являлся резиденцией Паскевичей. Отец князя был известным фельдмаршалом, участников Отечественной войны 1812 года, отличившимся на Кавказе, за что и был возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство, с именованием граф Паскевич-Эриванский.
Фёдор Иванович Паскевич участвовал в походах отца, воевал в Крымскую войну и состоял в комиссии по подготовке освобождения крестьян. В 1866 году он вышел в отставку и с 1880 года делил свою уединённую жизнь. С 1853 года Паскевич был женат на Ирине Ивановне Воронцовой-Дашковой (1835-1925), которой было суждено передавать дом и произведения искусства большевикам. Для нового владельца архитектор Александр Христофорович Пель (1809-1902) несколько изменил оформление главного фасада и создал со стороны двора остекленный зимний сад на чугунных колонках. Украшением интерьеров занимался архитектор Роберт Андреевич Гёдике (1829-1910).
Фарфоровая обезьяна плохо пережила отправку в Сибирь - задние лапы фигуры были разбиты на девятнадцать фрагментов, были утрачены по четыре пальца на задней левой лапе, три пальца на задней правой лапе, указательный палец на левой передней лапе, наличествовали многочисленные крупные и мелкие сколы по основанию фигуры, хвосту, пню, всем фрагментам, лепным листьям. Отреставрированная скульптура будет представлена на фоне фотографии «родного» интерьера зимнего сада в доме Паскевича на Английской набережной. Уточнить имя последнего владельца скульптуры и её местонахождение в доме удалось осенью 2015 года при работе в Отделе рукописей и документального Государственного Эрмитажа с архивными делами Ленинградского отделения Государственного Музейного Фонда. Проработка данных через Интернет в феврале этого года выявила наличие не только фотографий особняка Паскевича, но и фигуры обезьяны в интерьере. Находкой спешим поделиться с коллегами и читателя журнала.

Иван Гольский, старший научный сотрудник фонда керамики и стекла



Ил. 1
Зимний сад в доме И.Ф. Паскевича на Английской набережной, 8
Фотограф: Бианки И.К. (1811-1893)
Россия. Санкт-Петербург. 1860-1866



Ил. 2
Скульптура «Обезьяна». 1850-е
Модель: 1732, Кендлер, Иоганн Иоахим (1706-1775)
Германия. Саксония. Мейсен. Королевская фарфоровая мануфактура
Фарфор, лепка, надглазурная полихромная роспись. Высота 67,0 см
Реставраторы: Ведерников М.Ю., Кузнецов М.И., Пирогов А.Л.
Поступление: 1928, Ленинградское отделение Государственного музейного фонда; ранее находилась в зимнем саду дома Фёдора Ивановича Паскевича-Эриванского (1823-1903) на Английской набережной, дом 8.
Инв. № К-759
Экспонат до реставрации



Ил. 3
Экспонат в процессе реставрации

АТРИБУЦИЯ, Сокровище, Германия, 12стульев, Музей имени М.А.Врубеля, ФАРФОР, Россия, porcelain

Previous post Next post
Up