Моя работа в музее началась с восхищения коллекцией Дальневосточного фарфора. Я включился в работу по подготовке выставочного проекта "Китайский секрет". Мне нужно было помочь хранителю собрания керамики Людмиле Романовне Ведерниковой разгадать многочисленные китайско-японские ребусы. Именно тогда в 2004 году я и увлёкся семантикой сюжетно-символических изображений на фарфоре. Однако та самая первая публикация вышла в свет без иллюстраций.В данном посте я хочу исправить то досадное недоразумение.
Декабрьские диалоги: Вып. 8: Мтериалы Всероссийской научн. конф. памяти Ф.В. Мелёхина, 20 декабря 2004 г., 21-22 февраля 2005 г. / М-во культуры Ом. обл.; ООМИИ имени М.А. Врубеля; Науч. ред. Л.В. Чуйко; Ред. Л.В. Новоселова. - Омск: ООО «Издательский дом “Наука”», 2006. - 228 с.: ил. - Ом. обл. музею изобр. искусств им. М.А. Врубеля 80 лет. - С. 91-94.
Философско-эстетический смысл лотоса в искусстве Китая
Искусство Китая глубоко пропитано высокими философскими принципами, сущность которых заключается в идее нравственного совершенствования человека, его спасения. Оно не оторвано от жизни, оно растворено в ней, оно - ее продолжение. В нем воспевается гармония природы и красота нашего мира. И если мир устроен по законам красоты - необходимо знать эти законы, следовать им с доверием, побеждать не природу, а себя, в себе - искать причину несчастий и бед. Благо, добро и красота - изначальны, и поэтому, следуя красоте, - будешь следовать ритму Вселенной. Следуя ритму Вселенной, - придешь к Спасению.
В восточных традициях, в частности в искусстве Китая, яркой и зримой метафорой Спасения выступает цветок лотоса. Это растение является олицетворением абсолютной чистоты, обозначает идею духовного раскрытия, служит символом возрождения и бессмертия. Анализ литературы показал что, в обширной символике лотоса заметно выделяется даосско-конфуцианская и - особенно сильно, - буддийская составляющая.
Попытаемся выделить основные структурные моменты во всем многообразии символики лотоса...
Даосско-буддийские представления о дуальных силах вселенной, воплощенных в каждой частице мироздания (по принципу «великое в малом»), отразились в искусстве формой уникального жанра живописи и декоративно-прикладного искусства хуаняо («цветы-птицы»). Этот жанр зародился в период Тан (618-906) и получил развитие в керамике в период Cун (907-1278). Наряду с жанром шаньшуй («горы-воды») стал одним из самых тонких проявлений средневекового китайского пантеизма, выражая отношение к природе как к упорядоченному и органичному целому. Для хуаняо характерны благопожелательные композиции, связанные с конфуцианской традицией, в которых человеческие качества сопоставляются с характерными особенностями цветов, растений, циклов природы.
Изображение лотоса (лянь) является одним из самых распространенных и утончённых тем в жанре «цветы и птицы». Большая популярность жанра объяснялась философским содержанием, заложенным в нем, его поэтической интерпретацией и особенно - общенациональной этической символикой. В традиционной китайской эстетической системе восприятия мотив лотоса представляет не только художественное, но и символическое осознание сложнейших космогонических и метафизических проблем.
Цветок лотоса, по аналогии с циклом своего развития, представляет модели макро- и микрокосмоса.
Макрокосм: стремящийся к свету, лотос как бы пронизывает три сферы бытия (земля, человек, небо), распускаясь над самой водой - воплощением энергии Инь, являет энергию Ян. Стебель, таким образом, соотносится с осью мира. Корень лотоса, скрытый глубоко под водой - источник существования; коробочка с семенами - плодоносная сила творения; полностью раскрывшийся цветок - духовное совершенство.
Микрокосм: лотос символизирует чистого мыслями, честного, благородного, совершенного человека. Его цветы, распускающиеся над водой, - символ душевной чистоты, неуязвимой для «грязи и тины» суетного мира.
Восточная традиция использует лотос и для обозначения трех этапов в духовном росте человека: невежество, усилие его преодолеть и обретенное понимание. Подобно лотосу, живущему в трех элементах - земле, воде и воздухе, - человек живет в материальном, интеллектуальном и духовном мирах. Как лотос живет корнями в грязи, прорастает через воду и расцветает над поверхностью воды, так и человек движется от иллюзий и заблуждений к духовному свету, причем вода, где, собственно, и живет лотос, означает изменчивый мир иллюзий.
Лотос как символ покоя, гармонии, также олицетворяет лето: фраза «лотос летом» (хэся) по омонимии созвучна фразе «наслаждайтесь миром и покоем» (хэся). Китайское название лотоса лянь звучит так же как «обязывать» или «вести себя скромно». Поэтому изображение лотоса в традиционном искусстве Китая, помимо общей символики, имеет особенный подтекст - «пожелание счастья, благополучия и скромности». Благопожелательную символику имеет изображение коробочки с семенами: «семена лотоса» (лянь цзы) - омоним к выражению «рождение подряд только мальчиков» (лянь цзы).
Несколько в стороне от этой тематики лежит постоянное ассоциирование с «золотыми лотосами» крошечных (бинтованных) ножек китаянок в эротической символике.
Символика лотоса весьма сложна и дает широкий простор ассоциативной фантазии. Она тесно связана с буддизмом, под влиянием которого происходила аристократизация искусства, где проявились большая утонченность чувств и субъективное начало. Лотос - важнейший элемент иконографии буддизма - его изображение олицетворяет самого Будду, солнечный свет, Колесо закона с восьмью спицами (согласно одному из толкований, изображение колеса с четырьмя спицами - четыре стороны света - тождественно изображению свастики, которая позднее переосмысливается как стилизованное изображение лотоса - он украшает подошвы или грудь Будды). Лотос - символ чистоты, совершенства и райского блаженства. Он служит прообразом истинного жеста и позы, способствующих просветлению и оздоровлению духа. Будда и бодхисатвы изображаются стоящими и сидящими в раскрытой чаше цветка. Согласно преданиям, в раю всем уготованы лотосовые троны как символ высочайшего блаженства.
Буддизм подарил китайскому искусству восемь символов счастья - несколько наборов из восьми предметов в каждом, образующих самостоятельную структурную единицу в системе культовой практики буддизма, в состав которых, наряду с другими, входит лотос как символ совершенства Будды.
На китайской почве буддизм ассимилируется с даосизмом - местным религиозно-философским учением, являющимся неотъемлемой частью «национального культа» - верований и обрядов широких масс населения. Примером подобного усвоения китайцами буддизма может служить образ богини Гуаньинь (скульптура из собрания ООМИИ им. М.А. Врубеля К-234). Китайская богиня чадоподательница Гуаньинь, сидящая на лотосе, - трансформированный образ одной из тридцати трех ипостасей бодхисатвы Авалокитешвары - мифологического буддийского божества милосердия.
В даосской традиции лотос связан с образом Хэ Сяньгу, одной из Восьми Бессмертных ба сянь (кувшин К-2457). Ее атрибут - коробочка с семенами белого лотоса (символ чистоты) на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу жуи (жезлу исполнения желаний).
Рассматривая росписи на фарфоре, можно убедиться в том что, довольно часто происходит своеобразная трансформация символической трактовки, и сложные абстрактные философско-космологические представления сводятся к простым, конкретным и понятным благопожеланиям. Особенно ярко это сказалось в композициях с мотивом лотоса.
Такую композицию интересно рассмотреть на примере вазы в гамме «зеленого семейства», из собрания музея (К-848). На двух сторонах этой вазы, в больших вертикальных прямоугольных медальонах, изображены соответственно заросли лотоса на пруду и болотная птица, хризантемы и сорока на сухой ветке. Композиции в медальонах символизируют лето и осень. По традиции парности, должна существовать вторая ваза, завершающая годовой цикл (зима и весна), воплощавший круговорот рождения и смерти: «четыре времени года» - излюбленный мотив китайского искусства. Обилие медальонов характерно для изделий XVIII века и рассчитано на то, что зритель будет подолгу рассматривать их. Мастера стремились максимально насытить декор информацией в виде намёков поэтического характера и различных благопожеланий.
С символикой времён года связано и блюдо из собрания ООМИИ (К-846). Здесь изображены цветущий лотос, птицы и цикады. Китайцы считают, что в природе прекрасно все, и даже изъеденный гусеницами лист может стать объектом восхищения. В данном произведении осуществлен важный эстетический принцип живописи: «Великое совершенство похоже на несовершенство». В основе данного принципа лежит постулат Лао-цзы (легендарного основателя даосизма) о внешней непривлекательности истины и, напротив, привлекательности лжи, призывал художника бежать от красивости, избегать желания нравиться и не страшиться истины, как бы ни была она сурова и непривлекательна.
В собрании музея представлены многочисленные варианты изображений лотоса (К-264, К-853, К-855, К-1074, К-2624).
Большой интерес представляет мотив вазы с цветком лотоса (блюдо К-1028). В даосско-конфуцианской традиции - это символ вечной гармонии во Вселенной, рожденной творческим взаимодействием противоположных начал: темного женского Инь и светлого мужского Ян. В буддийской традиции - цветок в вазе напоминает о правителе как садовнике в саду Будды, выступает как ипостась ветви дерева жизни.
![](http://s54.radikal.ru/i146/0910/17/c1a142b74770.jpg)
И, наконец, интересно упомянуть композиционный мотив, состоящий из изображения перекрещенных корневищ, наложенных на цветок лотоса, присутствующий в декоре «сто драгоценностей» на вазах из собрания музея (К-253, К-264). Народы, населяющие территорию от Египта до Японии, употребляли богатые крахмалом корневища, а также, семена и листья лотоса в пищу: ели их сырыми и вареными, маринованными и сушёными. Семена лотоса размалывали в муку и пекли из нее хлеб, ели засахаренными, как лакомство. Употребляли в пищу и тычинки лотоса, считая, что еда эта возвращает старикам красоту и молодость. И все же факт пищевой ценности лотоса отнюдь не принизил его философское, религиозное, эстетическое и символическое значение.
Философско-эстетический смысл образа лотоса в искусстве Китая заключен в напоминании изначальной и извечной связи: небо - человек - земля, забываемой людьми в суете и бренности земных забот. В китайском буддизме считается, что человек, потерявший связь с небом, - теряет ее с землей. Потерявши связь с землей - начинает ее разрушать. Разрушая землю - разрушает собственную душу и выпадает из земного (и небесного) Бытия за ненадобностью.
Основная цель и предназначение многочисленных изображений лотоса в китайском искусстве - напомнить человеку о его истинном и достойном месте во Вселенной, помочь ему ощутить свою причастность ко всему живому, дать проявиться в его душе изначальному Свету, и неважно, что одни называют это Страной Бессмертных, а другие - Нирваной.
© Иван Гольский