Aug 29, 2012 05:00
Практически все успешные провокации против Церкви шьются по одному лекалу.
Берётся не абы какая, а какая-нибудь вымороченная, абсолютно неестественная свобода, которой ни в самом либеральном, ни в самом социалистском варианте, у человека и в помине не было - по крайней мере, от рождения. Хотя мощным перенапряжением сил отдельные лица и целые контркультурные группки (масштабов зародыша) добивались её для себя - но, именно, "врождённой" и/или массовой её сделать невозможно.
- Например свобода выбора одежды по своему усмотрению и достатку.
Хотя были и есть панки.
Само понятие "дресс-кода" свидетельствует о считывании, "считывается" же - подчинение. В лучшем случае - подчинение деньгам клиента, а в худшем - социальным стереотипам ресторатора, так творчески обставившего ночной клуб и приманившего туда таких нужных тебе людей... Подчинение принимает, как правило, откровенно атавистические формы. Символы этого самого "кода" - либо фалличны, как галстук, либо антисексуальны (не то же, что асексуальны), подобно перечёркнутой крест-накрест на картинке женской груди.
- Или свобода выбирать меру пресечения для хулиганов - мнимая, хотя бы даже от них пострадал сам претендент на такую свободу.
Хотя были, вроде бы, всевозможные казачьи дружины и "круги", национальные автономии с "отдельными судами" в государствах, бейс-дины и т.п.
Тем не менее, всякие феминистки и прочие "прежде нейтральные" протестующие в деле Pussy Riot, например, уцепились довольно безнадёжно за своё мнимое право по своей совести избирать меру ПРЕСЕЧЕНИЯ. "Совесть", при этом, даже не задумывается, подходит ли, хотя бы отдалённо, её решение к проблеме. Вот какие преимущества у навязываемого суду варианта "административка на 15 суток" перед тем приговором, который фактически прозвучал, кроме "и всё бы прошло тихо"? А как насчёт, хотя бы, минимально снизить вероятность повторения? Для этих матерей-героинь приговор в 15 суток был бы вообще не наказанием, а звёздным опытом, реалити-шоу. Потому что суд бы всё равно состоялся, копипаста из "оскорблённых" не ахти как владеющих словом простых русских православных всё равно бы разлеталась по интернету, вопрос о подсудности всё равно оставался бы открыт.
Вот кстати, статьи расходятся про "что ж вы за звери-то, мракобесы православные, 21 век на дворе, а вы всё - пороть, пороть... Достоинство, как написал какой-то автор, появляется в тех обществах и тогда, когда отменяют физические наказания (собственное достоинство - почему-то, правда, на месте чести), а вы просто любите унижать...
Я даже промолчу, сколько реальных унижений вынесли противники Pussy Riot. Лишь замечу, что, как и практически все "административные" меры, арест на 15 суток направлен именно на унижение обвиняемых, которого защитники ансамбля так стараются избежать. 15 суток - это институционально оформленное подозрение, что правонарушитель пьян, потому что алкоголь полностью уйдёт из крови именно за 15 суток... И - да, процедура принудительного протрезвления - физически неприятна, пусть и не как порка. Это так, между прочим.
- Или свобода распространения - нет, не информации, а вербальной грязи: злонамеренной и необоснованной клеветы, порнографии и прочих непристойностей, вызывающих жестов.
Хотя был Ларри Флинт, который, как известно из кино, против народа
Берётся,значит, такая свобода - и, поскольку Церковь претендует на полноту мировоззрения, рано или поздно выискивается "покушение" и на подобные свободы. Поскольку любое упоминание и изложение церковной позиции по подобным вопросам обличает в среднем гражданине невольника, раба. Не Божьего раба...
То меньшинство, которое практически пользуется такой свободой, отвоевало её для себя, простите, "каждый день идёт за неё на бой" - или, что реальнее, уже ежедневно платит за неё её справедливую цену, - оказывается этими претензиями не затронуто. Ну какое, скажите, панкам дело до изменении в (судебных ли ещё?) определениях поведения жертвы обществом? Вряд ли панкуха пойдёт в суд из-за домогательств и там получит отказ в защите, ибо "не так оделась": скорее уж, отобьётся. По старинке, кулаками. Проблема может возникнуть, разве что, с теми же дружинниками, если известное предложение прт. Чаплина выльется в отлов на улицах с принуждением переодеться. Но, даже если бы церковная риторика хотя бы краешком затрагивала подобное практическое решение (а на самом деле, никто ничего такого не говорил и в мыслях не держал), неужто новый противник будет страшнее скинов и гопников, к которым просто присоединился бы?
То же касается всяких "казачьих кругов", "суровых челябинцев" и т.п.
Церковь - как очередной, самый "нестрашный" пункт им в чёрном списке - это максимум.
Не то с большинством, которое украдкой, втихаря, заимствуя отдельные черты у меньшинства, пользуется внешними атрибутами мнимой свободы и не платит за них ничего.
Припанкованный только по субботам менеджер-жертва дресскода видит не покушение на свои драные джинсы, а подтверждение своей иллюзии.
Энергия фрустрации большинства перед фактом объективной несвободы канализируется, нехитрыми до банальности стараниями провокаторов, в обманное сражение за свободу. Если найти самые распоследние слова для Церкви, самые нелепые, грязные обвинения в отношении Иерархов, сделать всё, чтобы вызвать огонь на себя - ты показываешь тем самым, что у тебя есть важная свобода. Или, по крайней мере, алтарь для такой святыни, разукрашиваемый всё новыми черепами и боевыми лингамами. Даже кажется, что алтарь не пуст.
Ценность боя здесь традиционно подменяет ценность победы. Старания - подменяют результат. Но процесс не видится участникам самоценным. Участникам кажется, что они работают на результат. Неуловимый Джо действительно оказался неуловимым, когда кому-то понадобился...
Для того, чтобы нам это простить, надо это понять, а для того, чтобы это понять, мало видеть здесь только месть за обличение несвободы одеваться, несвободы карать, несвободы оскорблять. Человек слаб, но это ещё не вся история. Ещё душеполезно увидеть, что в раскатах гневного безумия он видит свою силу. Что, кроме мести за несвободу, здесь ещё и сама свобода, как она есть. Покушение на реальные права такой реакции - как у обличаемого врунишки - не вызвало бы. За подлинную свободу слова, за информацию, за анализ - так никогда не будут бороться, как за идиотский панк-треш как бы про Путина, но на самом деле, сообщающий о Путине лишь, что его надо прогнать.
Парадокс, однако, в том, что предложения Церкви объективно расширяют пространство реальных свобод. Всегда. Отвоёвывают человека у суеты.
И школьные уроки ОПК - это знания, кругозор и образовательные навыки. Не меньше, чем уроки истории.
гражданская лирика,
writer's block,
остросоциальное,
Гегель,
философия