Оригинал взят у
rjadovoj_rus в
1 мая - от возникновения праздника до установления Советской властиОригинал взят у
predzemshara в
1 мая - от возникновения праздника до установления Советской власти Впервые идея пролетарского праздника появилась в 1856 году у трудящихся Австралии. В ходе долгой борьбы за восьмичасовой рабочий день, было принято решение провести полную и всеобщую забастовку, организовав массовую демонстрацию. Празднование пришлось на 21 апреля.
Идея оказалась удачной, массовая забастовка показала способность к самоорганизации, веру в свои силы и мужество рабочих. В результате пролетарские массы Австралии решили проводить подобные демонстрации каждый год.
Идея пролетарского праздника начала распространяться по другим странам. Знаковым событием для трудящихся всего мира стала забастовка чикагских рабочих 1 мая 1886 года.
В этот день была организована массовая забастовка, главным требованием было установление восьмичасового рабочего дня. В забастовке приняло участие 350 тысяч американских рабочих в разных городах, центром же стал Чикаго, в котором в забастовке участвовало около 40 тысяч рабочих.
После первомайской забастовки на одном из заводов Чикаго были уволены 1.5 тысячи рабочих, что вызвало возмущение рабочих и привело к ещё одной забастовке. Через два дня на завод прибыли штрейкбрехеры, рабочие встретили их митингом у проходной, желая не пропустить предателей рабочего дела на завод. Полиция силой оружия разогнала митинг, четыре человека были убиты, десятки ранены.
4 мая на Хеймаркет-сквер собрался митинг против террора полиции, когда на площадь вступил отряд полиции и потребовал очистить её, провокатор бросил бомбу, от которой погиб один полицейский. В ответ полиция открыла огонь по толпе, в которой были также женщины и дети. Несколько десятков человек было убито.
На следующий день власти арестовали и подвергли пыткам сотни лидеров рабочего движения. В результате под суд попали восемь местных анархистов, распространявших листовки, призывающие на митинг на Хеймаркет-сквер. Причём на митинге присутствовал лишь один из осуждённых, но суд вынес обвинительный приговор.
11 ноября 1887 года четверых из осужденных повесили, идя на казнь они пели «Марсельезу», знаменитую песню Великой французской революции, ставшую гимном революционеров всего мира. В 1893 году было официально признано, что все восемь осужденных были невиновны, что они стали жертвой полицейской провокации.
В память об этих событиях, в знак солидарности с чикагскими рабочими, в 1889 году Парижским конгрессом 2-го Интернационала было принято решение о проведении 1 мая ежегодных рабочих демонстраций с требованием установить восьмичасовой рабочий день и выполнить остальные решения конгресса об улучшении положения трудящихся.
Представитель российской делегации на конгрессе Г. В. Плеханов отметил, что в условиях самодержавного режима в Росси невозможно устроить манифестации 1 мая 1890 года. Так и вышло, по замечанию того же Плеханова «на всемирном празднике Первого мая 1890 года Россия блистала, как говорится, своим отсутствием».
В 1890 году 1 мая впервые состоялся как международный праздник, в демонстрациях приняли участие рабочие Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и других стран. Между тем в Российской империи Первомай все-таки был отмечен в 1890 году - в Варшаве прошла стачка с участием 10 тыс. рабочих.
Вместе с расширением географии праздника, расширилось и его внутреннее содержание. Празднование 1 Мая вышло за пределы экономической профсоюзной борьбы, так, по словам Троцкого «фактическая задача, предназначенная первомайскому празднику, состояла в облегчении процесса преобразования рабочего класса, как категории экономической, в рабочий класс в социологическом значении этого слова, - в класс, сознающий свои интересы в их целом и стремящийся к учреждению своей диктатуры и социалистическому перевороту».
С 1897 года массовые маёвки стали проходить и в России, а в ходе первомайских выступлений рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и других городах впервые были выдвинуты не только экономические, но и политические требования.
После первомайской забастовки в Петербурге с Обуховского завода были уволены 26 человек, не вышедших, в числе прочих, 1 мая на работу. 7 мая несколько тысяч рабочих, собравшихся около завода, потребовали внесения Первомая в табель праздников, освобождения арестованных, восстановления уволенных и узаконения института депутатов.
Обуховская оборона. 1901. Картина Н. Бабасюка.
В этот день произошло столкновение рабочих с полицией, которое вошло в историю под названием «Обуховская оборона». Атаки конной полиции были отбиты, но вскоре против рабочих, вооружённых лишь камнями, было применено оружие, несколько человек было убито и ранено, сопротивление было сломлено.
Вот, что писал об этих событиях В. И. Ленин в статье «Новое побоище»: «Современный порядок всегда и неизбежно, даже при самом мирном течении дел, возлагает на рабочий класс бесчисленные жертвы. Тысячи и десятки тысяч людей, трудящихся всю жизнь над созданием чужого богатства, гибнут от голодовок и от постоянного недоедания, умирают преждевременно от болезней, порождаемых отвратительными условиями труда, нищенской обстановкой жилищ, недостатком отдыха.
И стократ заслуживает название героя тот, кто предпочитает лучше умереть в прямой борьбе с защитниками и сберегателями этого гнусного порядка, чем умирать медленной смертью забитой, надорванной и покорной клячи. Мы вовсе не хотим сказать, что рукопашная с полицией есть лучшая форма борьбы. Напротив, мы всегда указывали рабочим, что в их же интересах сделать борьбу более спокойной и выдержанной, постараться направить всякое недовольство на поддержку организованной борьбы революционной партии.
Но главным источником, питающим революционную социал-демократию, является именно тот дух протеста в рабочих массах, который при окружающем рабочих гнете и насилии не может не прорываться от времени до времени в отчаянных вспышках. Эти вспышки пробуждают к сознательной жизни самые широкие слои задавленных нуждою и темнотою рабочих, распространяют в них дух благородной ненависти к угнетателям и врагам свободы. И вот почему известно о таком побоище, какое было, напр., 7-го мая на Обуховском заводе, заставляет нас воскликнуть: «Рабочее восстание подавлено, да здравствует рабочее восстание!».
С 1902 года открытые первомайские выступления рабочих принимают широкие размеры. В 1902 году демонстрации прошли в 15, в 1903 году - в 23 городах. В 1905 празднование проходило уже в 177 городах, кроме рабочих в праздновании начали принимать участие крестьяне, солдаты и матросы. В период реакции, после революции 1905 года, празднование 1 Мая не сопровождалось массовыми демонстрациями, главным образом праздник отмечали собраниями и сходками.
Массовые первомайские забастовки возобновились в 1912 году, после того, как 4 апреля 1912 года правительственные войска расстреляли шествие против ареста лидеров забастовщиков на Ленских приисках. Расстрел мирного шествия вызвал волну негодования у рабочих всей страны, и в майские дни бастовало 400 тыс. рабочих. В первомайских забастовках 1913 года участвовало 420 тыс. рабочих, в 1914 - 500 тыс.
В условиях 1-й мировой войны первомайские выступления стали единичными, но большевики выпустили много первомайских листовок, призывавших рабочих к интернациональной солидарности и прекращению империалистической войны.
После Февральской революции 1917 года 1 Мая впервые праздновалось открыто. Из-за разницы календарных стилей было решено провести праздник в один день с рабочими всего мира - 18 апреля. Практически во всех городах страны прошли массовые демонстрации под большевистскими лозунгами: «Вся власть советам!», «Долой империалистическую войну!» и другие.
До 1918 года в нашей стране, как и в других, Первомай был днём организованной борьбы пролетариата всего мира, который показывал, что осознаёт свои интересы и готов их отстаивать. После победы Великой Октябрьской социалистической революции изменился и характер, и содержание праздника. Первомай стал общенародным праздником. Но думаю, что в историю он войдёт именно как день борьбы трудящихся за право оставаться людьми. С праздником, товарищи!