Дети сделали мой Новый Год! В этот раз у меня было как-то туго с праздничным настроением. Я даже догадываюсь о причинах. Слишком много дел записала в список «обязательно успеть до конца 2017-го». Мне хотелось написать традиционную предновогоднюю сказку, нарисовать каждому другу по открытке, приготовить необычные подарки, непременно своими руками, украсить квартиру, опять же, без покупного декора, опубликовать подробные итоги года в жж. И это без отрыва от своих повседневных обязанностей. Очень много хотела сделать в рамках нашего с Лизкой проекта, которым мы занимаемся с июля месяца (обязательно расскажу, чуть позже). Уже числу к 15-ому стало понятно - я катастрофически не успеваю. И не могу расставить приоритеты. Моя вечная проблема - хочу делать все, сразу и идеального. Я бы так и встретила Новый Год в унынии. К счастью, на меня обрушилась орава чрезвычайно самостоятельных и любопытных детей, я наплевала на все проваленные планы и начала наслаждаться жизнью. [Spoiler (click to open)]
У меня есть два дяди - Саша и Сережа. А у каждого дяди есть по жене и по два ребенка. Сеня (5 лет), Уля (3 года). Артем (11 лет), Сема (3 года). Арсением и Ульяной я уже как-то хвасталась - в душещипательном и леденящем кровь посте про трудности общения с погодками. Но с тех пор эти двое порядочно подросли и приобрели массу новых знаний и умений. А я все так же остаюсь бестолковой старшей сестрой и вожусь с ними крайне редко, раза три-четыре в год, зато весело.
За несколько дней до наступления нового года Сеню, Улю и огромный мешок синтепонового снега забросили к нам на вечерок. Из синтепона нужно было скатать как можно больше снежков. Пока я растерянно смотрю на белые хлопья, а Уля рыдает, потому что папа ушел и бросил ее, несчастную, наедине со злой тетушкой и коварной сестрой (между завываниями она успевает проверять, всем ли достаточно хорошо слышно и видно), Сеня деловито принимается за работу: -Нитки нужны, белые. Еще ножницы дайте. Вот так скатываем снежок, а потом обматываем. Ой, нитки убежали! Уля, ну держи катушку, чтоб она не убегала! И мы организовываем конвейер по производству снежков. Я скатываю, Сеня обматывает ниткой, Уля держит катушку и по инерции всхлипывает. Сеня успевает еще рассказывать про технологию производства материала для снежков: -Знаете, как такой снег делать? Надо взять собаку, ну такую собаку, хаски. Сделать у нее в животе дырочку и вытащить оттуда снег. Я оседаю под диван. Мне и жалко плющевую собаку, и смешно до одури.
Когда все снежки готовы, я даю детям листы бумаги и карандаши. Уля рисует черную пещеру, в которой живет злой дракон (на этом месте я ужасно радуюсь, что я - не психолог). А Сеня рисует Улю. Кстати, Уля говорит сейчас гораздо лучше, чем Сеня. И охотнее включает думалку. Если Сени задаешь вопрос «с подвохом», он моментально отзывается «Не знаю», и хочет узнать правильный ответ от взрослого. А Уля предлагает варианты. Зато Сеня сам задает больше вопросов, ему все интересно, и он готов довольно долго слушать объяснения. И за выдумывание игр в их тандеме тоже ответственен он, а Уля подхватывает любые предложения. Обычно шумные и чуть-чуть разрушительные.
Пошли исследовать квартиру, завалились в мою комнату, увидели компьютер: -А игры есть? - тыкают пальцем. Современное поколение, блин. Я в их возрасте в гостях вздохнуть-то лишний раз боялась. Не то что прыгать по дивану, выкрикивая что-то невнятное про какашки. -Нет, он вообще выключен. -Ладно, - приняли новость с полным спокойствием. - А это зачем? - Тыкают в перья, которые для красоты стоят на моем письменном столе. -Это перья. Раньше, когда не было еще ручек, писали перьями. Обмакивали их в чернила, - понимаю, что дети чернил никогда в глаза не видели. - А вы знаете, где прячутся чернила в современной ручке? -Где? Раскручиваю ручку, показываю синюю жидкость в прозрачном стержне. Понимающе кивают. -А чьи это перья? Какой птицы? - спрашиваю про голубиное перышко. -Не знаю, - тут же сдается Сеня. -Голубя? - предполагает Уля. -Правильно, голубя - соглашаюсь я. -А вы его убили, чтобы перо взять? - интересуется Сеня. -Нет, птицы иногда теряют свои перья. Будете гулять, внимательно смотрите под ноги. Может быть, тоже найдете. -А это что? - заметили дырокол. -Дырокол. Сейчас покажу, зачем он нужен.
И все, дети на целых полчаса заняты. Делают дырки. Я украдкой поглядываю, чтобы делали дырки в бумаге, а не друг в друге. Когда за ними приезжает папа, Сеня с восторгом рассказывает, какую крутую штуку им дала поиграть Даша (то есть я). Такую интересную, что они даже забросили обсуждение какашек и кровожадную охоту на плющевых зверей.
К слову, о какашках. Я была в курсе, что для большинства пятилетних детей туалетная тема - самая увлекательная. А вот моя мама, воспитанная хорошей маленькой девочкой, которая очень рано научилась не разговаривать со взрослыми на «запретные» темы (опять я), качала головой и закатывала глаза, пока Сеня с Улькой подбрасывали вверх пакетик с мармеладными медведями и вопили: «Мишки покакали, мишки покакали». -Так давайте отведем ваших мишек в туалет, пока они не обкакали нам всю квартиру, - предложила я. Детям это очень понравилось. Они «сводили» всех мармеладных животных к унитазу, похихикали и успокоились.
А первого января к нам завалились все «наши дети», и Сеня с Улей, и Тема с Семой, а также их родители. И я тут же почувствовала, как это здорово - быть членом большой семьи, в которой «клювом не щелкай». Старею, видимо.
Маленький Семочка (по сравнению с остальными разбойниками он весь такой мимишный сладенький мальчик, но при случае чего-нибудь отломать, открутить или дать кому-нибудь затрещину всегда рад) прямо из прихожей, едва успев снять сапожки, стрелой ринулся под елку: -Подарки! Я выволокла его из-под дерева и отправила мыть руки. Он справился быстрее всех и снова нырнул по елку: -Дед Мороз принес подарки! - и схватил Улькин пакет. -Семочка, давай подождем всех, - жестоко обломала ребенка я и заставила приплясывать вокруг, пока в комнату не зашли его старшие товарищи. Но на этом экзекуция не прекратилась.
-Первым под елку залазит Тема и ищет пакет с красным колокольчиком, - заявила я. Старшие всегда вынуждены ждать, пока подарки получат мелкие, и я решила хоть раз изменить порядок, просто из вредности. Как только Тема вынырнул со своим пакетом в руках, наступила очередь Сеньки. Семочку я усадила к себе на колени и чувствовала, как он егозит. После Сени злая Даша сжалилась и разрешила Семе схватить свой подарок. Последней, элегантно, без спешки и энтузиазма, вытащила сверток Уля. Но под елкой оставалось еще несколько подарков. -Это кому? Это кому? - возбужденно спрашивал маленький Семочка. -Это твоим маме и папе, это дяде Саше и тете Маше, это бабушке и дедушке, - поясняла я. И Сема, словно рождественский эльф, бросился разносит подарки взрослым, пока другие дети рвали оберточную бумагу и энергично засовывали в рот шоколад.
В этом году я могу собой гордиться, потому что практически все детские подарки удались на славу. Артему с Семой мы вручили по снегомету разных конструкций с заданием выяснить, какая конструкция стреляет дальше, а какая - точнее. Снегомет особенно пришелся по душе Артемо-Семиному папе - Сереже. Нужно было покупать три, а лучше четыре, чтобы их маме - Наташе, было чем отстреливаться. Сережа додумался пулять из снегомета мандаринами. Хорошо, что вверх, в воздух, плохо, что на потолке люстра. -Люстру сам будешь чинить, - заметила я. -Упс, про это я не подумал, - сказал Сережа и спрятал рогатку за спину, потому что и Артем, и Сема с Сеней уже стремились повторить его подвиги.
Чем мне нравится, когда вокруг бегают три активных пацана и одна не уступающая им девочка, так это тем, что соображать начинаешь быстрее. Как только Сема скуксился: «Ыыыы, папа забрал и не отдает игрушку», а Артем обиженно скрестил руки на груди, я сообразила, что приспособить под снаряды, чтобы дети ими друг друга не убили. Сняла с елки мягкие шерстяные помпоны и вручила каждому. Дети довольны, а я тем более. Ах, какая я умная!
Но лучше всего компанию занял конструктор, который мы вручили Сене. Он состоял из трех оснований и множества трубочек, горок и воронок. Собираешь конструкцию (вариантов сборки примерно много), и запускаешь в нее шарик. Он катится вниз, делает мертвые петли, или застревает на одном из участков. Тогда конструкцию приходится переделывать. Ужасно залипательная и правда полезная игрушка. Я до сих пор нахожу под диваном и в углах комнаты шарики от нее, но это того стоило.
Короче, дети на Новый Год - это здорово. Держат в тонусе, не дают растечься по дивану горкой оливье и все такое. Подозреваю, по жизни дети оказывают точно такой же эффект, но на себе не проверяла (Лиза, через пару лет расскажешь, так или не так).