Я уже довольно давно хочу зафиксировать один маленький факт для нашей семейной истории. О мотивации.
Для тех, кто долго читает этот мой дневник, уже вероятно не секрет, что я верю во внутреннюю мотивацию, как единственный двигатель... ммм, всего. Ну, хорошо, почти всего, что человек делает, чему учится, что запоминает.
Тем не менее я открыта для новых, как иногда кажется, чуждых и противоречащих этому моему убеждению идей. Например, геймификация - как образец использования механизмов человеческой психики для достижения результатов с применением внешней мотивации (разнообразные награды). Мы использовали техники геймификации с Мари в прошлом году
в занятиях математикой (и еще несколько постов того года по тэгу math можно посмотреть, как ситуация развивалась). Использовали и имели определенные успехи.
А теперь маленький факт, который я обещала в начале поста. Мари сейчас почти не играет в компьютерные игры. Отчасти потому, что Лерик занимает компьютер и с ним сложно договориться. Большую часть времени за компом Марисабель либо в Майнкрафте (который мало похож на игру, и я считаю его очень полезным для развития мышления и навыков решения проблем), либо рисует на графическом планшете. В одноклассниках еще немного ролевит. Любимые когда-то Марусины игры - файнал фэнтази и разнообразные соники (их у нас штук 5-6 разных видов) стали ненавистными, и вот почему.
Их полюбил Лерик. И, когда у него что-то не получается, он заставляет сестру играть за него. Казалось бы, в чем проблема? Играй себе в свои любимые игры. Но нет! Лерик не дает ей никакого выбора: когда играть, как долго, в какую игру, какой уровень и до какого момента. Иногда отбирает клавиатуру за секунду до победы над каким-нибудь боссом или за пару компьютерных метров до финишной черты. Т.е. весь контроль в его руках и все удовольствие от побед достаются ему! А когда у нее что-то не получается, Лерик ее не ругает, нет. Он страшно расстраивается и рыдает, он не принимает ее "я не могу", он убежден, что она может, но просто из вредности не хочет для него это сделать (с этим мы отдельно работаем, и Леркин тоже растет и учится принимать такие ситуации).
Но как же Маруся ненавидит, когда ей приходится уступать его настойчивым уговорам и слезам, и играть в таком режиме за Лерика в когда-то такие любимые ею игры! Нет, она и сама еще в них не наигралась и с удовольствием играет, когда Леркин спит или гуляет с папой, но она ненавидит играть вот так, по его указке, когда не может контролировать ничего - ни процесс, ни результат.
Ну, и как это все связано с мотивацией?! Мне внезапно стало очевидно =) Что школа - это такой вот именно аттракцион, когда ученик практически ничего не контролирует: ни форму, ни содержание, ни процесс, ни результат. Геймификация позволяет разнообразить процесс обучения, и она безусловно работает ровно до тех пор, пока ребенку нравится играть в эту игру, пока ребенок согласен в нее играть. Думаю, когда-то оценки на уроке были таким же элементом игры, каким у нас с Мари были "боссы", или используемые в АВА "токены". Но, чем дальше в лес, тем меньше работает внешняя мотивация "токенами".
Взять меня, например. Я слушаю довольно много онлайн-курсов, разных. На
Open 2 Study, где я слушала курс об австралийских и новозеландских аборигенах и 17го февраля начинается еще пачка интересных курсов, есть токены-бэджики (наградные значки) буквально за все! Прослушал один модуль - молодец! держи значок, заполнил анкету - держи значок, ответил на вопросы к модулю - держи значок! Пока не мешает, но постоянные уведомления об этих "заслугах" немного раздражают. Или другая ситуация - курс ADEPT, о котором
я тоже писала. Вторую его часть я так и не послушала, потому что мне не нравится эта игра. Мне надоели эти навязчивые похвалы и виртуальные поглаживания, бесит, раздражает, мешает. И понимаю умом, что надо бы дослушать, и нет никаких моральных сил. ПОТОМУ ЧТО Я НЕ ХОЧУ ИГРАТЬ В ЭТУ ИГРУ! Мне нужно только содержание, без бантиков-фантиков и прочей суеты.
И вот что у меня выходит: внутренняя и внешняя мотивация - это вовсе не диаметрально противоположные друг другу вещи, как мне казалось, не две разнонаправленные силы. Это две стороны одной медали! Наверное, кто-то уже давно докторскую диссертацию на этом деле защитил, но мне она не попадалась, так что все своим умом приходится постигать =) Как с любимыми играми, которые становятся ненавистными в тот момент, когда у тебя отбирают возможность контроля за процессом и результатом, так и с ученьем, которое тормозится, пока ученик не возьмет в свои руки управление процессом и результатами своей учебы. Вот
статья длинная, обратите внимание на эксперимент нейропсихолога Joel Voss и его вывод: "The bottom line is, if you’re not the one who’s controlling your learning, you’re not going to learn as well". Если ты не контролируешь свое обучение, то ты не учишься. Как похоже на то, что я недавно писала - по-настоящему мы знаем только то, что хотим знать.
Если техники внешней мотивации (как геймификация, например) помогают ученику (игроку, участнику) взять контроль над процессом и результатом в свои руки - то они, конечно, будут работать. Потому что внешняя мотивация в данном случае подпитывает внутреннюю. Но для этого нужно одно условие - участник геймифицированного процесса должен хотеть играть в эту игру с наградами, как в АВА - награда должна быть желанной. Т.е. внешняя мотивация (награды) без внутренней (хочу награду) не работает. Пример: "Я не хочу заниматься математикой, но я хочу поиграть в эту игру с наградами за математические задачи и примеры". Если я не хочу играть в эту игру, тот же самый геймифицированный процесс будет раздражать, и не будет никакой разницы - был процесс геймифицирован или нет. На многих сайтах предлагаются награды за заполнение профайла - фейсбук вот регулярно меня достает этим "поиграйте с нами в 100% заполненный профайл", мне не интересна эта игра, профайл у меня заполнен... хмм, даже не знаю на сколько процентов! Ровно на столько, сколько я готова рассказать всему миру, и ни полпроцентом больше =) Дальше я не хочу играться.
Цель геймификации, токенов, ну, и рекламы в широком смысле - сделать так, чтобы кто-то захотел. А это можно сделать, только если есть за что зацепиться внутри человека, если удастся угадать, что соблазнит его поиграть с вами в ту игру, в которую вам хочется.
Ну вот. Накатала. Вечно так - возьмешься записать маленький факт для семейной истории, а заканчиваешь философским полотном на три страницы. Где моя сестра таланта? Вернись уже!