Осло. Увидеть и не забыть

Nov 11, 2013 09:00

Я долго не знала, как и что мне писать об Осло - таким многоликим предстал передо мной этот город, так много было в нём разного, подчас друг с другом не объединяемого или наоборот, требующего доскональной точности и последовательности повествования. Попробовать расписать каждый шаг с утра и до вечера? Но шаги эти были хаотичны: так хотелось попасть в музеи, пройтись по улицам, посидеть на набережной. И каждое из мест, где я успела побывать за полтора дня, так не похожи друг на друга, что каждому из них следует уделить отдельный рассказ, а это было бы слишком для описания всего полутора дней.
Каким я увидела Осло, какие мысли и чувства вызвал этот город, я попробую рассказать и показать.

Когда читаешь путеводители, видишь, что Осло (как, впрочем, и Хельсинки) часто называют "деревенской" столицей и городом модерна, подразумевая, что архитектура его скучна и однообразна. Наверное, после обилия архитектурной роскоши разных эпох в других европейских столицах, Осло действительно кому-то может показаться излишне скромным и провинциальным. И этой условной "скромности"  есть довольно простое объяснение - в течение почти пяти веков Осло был столицей не независимого государства, а попеременно лишь столицей  провинции  Дании и Швеции. Но мы всё-таки говорим о современном Осло, в котором можно увидеть очень и очень многое, чего не найдёшь в других городах

Что касается модерна, а точнее  говоря, национального романтизма, я не понимаю, как можно назвать скучным город, наполненный прекрасными образцами этого стиля. К тому же эти здания, построенные в конце 19 начале 20 веков рассказывают о современной истории Норвегии.










Если заглянуть в историю более древнюю, то её "свидетелей" в городе осталось совсем немного.
Осло, ставший столицей Норвегии в 1299 году, был городом много меньшим по размеру и численности населения, чем Берген. И именно тогда  король Хокон V Святой велел заложить крепость Акерсхус - до этого в Осло не было каменных укреплений.  Крепость, что видна с набережной у Новой ратуши, конечно, уже совсем не та, что была при Хоконе Святом, но мощные крепостные стены недвусмысленно говорят, что не для красоты это строилось, а для обороны.  За многие века крепость  претерпела многочисленные перестройки, расширялась, обзавелась башнями в стиле ренессанс  и, постепенно  утратив своё первоначальное предназначение, начала использоваться в качестве складов, архивов и даже тюрьмы.



Многие постройки из камня, примыкавшие к крепостным стенам, стали разбирать - камень шёл на строительство новых зданий. Остатки старых фундаментов можно с лёгкостью угадать, глядя на крепость с площади Кристиании. В этот период шли  разговоры, что крепость надо разрушить и на её месте построить что-то более полезное и красивое, но культурно-историческая ценность комплекса была очень велика, поэтому в конце 19 века в Акерсхусе начались реставрационные работы, которые продолжались многие десятилетия, и, по-видимому полностью не закончились по сей день.



Крепость Акерсхус играла важную роль не только в качестве оборонительного сооружения. В 1642 году у её стен началось строительство нового города.
Дело в том, что старый Осло, как и положено  деревянным средневековым городам, часто горел, и каждый раз приходилось отстраивать целые кварталы заново. После очередного пожара, длившегося несколько дней и уничтожившего город практически полностью, датский король Кристиан IV (а в это время Норвегия уже была под властью Дании) повелел перенести город ближе к старой крепости Акерсхус, где и был заложен новый город, названный Христиания. Так Осло на 282 года стал Христианией.
Дома в новом городе строили уже только из камня, но жители всё-таки вернулись к своим пожарищам, и старый Гамлебюэн вновь был застроен деревянным домами, несмотря на запрет короля.
Таким образом, сегодня  в Осло есть два исторических района, располагающихся друг от друга на приличном по меркам Осло расстоянии: старый средневековый Гамлебюэн, тот самый, много раз горевший и вновь возрождавшийся, в котором можно увидеть развалины древних церквей, и район Квадратурен с центральной площадью Кристиании.
На  площади Кристиании (бывшей до 1958 года Рыночной площади) сохранились считающиеся старейшими каменными зданиями в городе Усадьба ратмана (слева) и сама Старая Ратуша (справа).



Но кроме этих раритетов на площади есть один современный элемент городской архитектуры, который входит в обязательную программу посещения достопримечательностей Осло - фонтан, изображающий  руку короля  Кристиана IV в перчатке, которая указывает на место, где должен был быть заложен новый город. Этот фонтан так часто и называют "Памятник перчатке".



На самом деле в Осло, как и в любом другом нормальном живом городе, всё перемешано - и старое, и новое, и суперсовременное.
Так, проходя по центральным улицам, застроенным в разные годы 20 века многоэтажными домами, внезапно натыкаешься на что-то из века  17-18.
Вот этот очаровательный розовый домик вы, наверное, помните по моим ежевечерним "телеграммам" во время тура по Скандинавии.



А бывало, идёшь себе, и вдруг ... дверь в стене интересная, без ручки и с бумажкой наклеенной "Просьба не открывать. Вход рядом". Голову поднимаешь и узнаешь, что и стене, и двери уже не одно столетие.



Или вот это здание, специально построенное в 1866 году для Стортинга, Норвежского парламента - с круглой центральной частью,  в которой располагается традиционным амфитеатром зал заседаний, и двумя прямоугольными флигелями. Архитектура Стортинга напоминает древнеримский амфитеатр, одетый в неяркие гранитные одежды, так свойственные североевропейской архитектурной традиции.
Странно, что кроме двух каменных львов, которые скромно лежат перед лестницей, никто парламент не охраняет


Вот такой микст городских построек. Как это может казаться скучным?

Ну, и чтобы завершить разговоры на тему истории, давайте заглянем в Новую Ратушу. Она по сравнению со Старой намного интереснее, особенно внутри.


Когда в 1814 году Норвегия по Кильтскому договору отошла под управление Швеции, желание самоопределения у норвежцев было столь велико, что несмотря на сопротивление шведского короля, угрожавшего различными репрессиями вплоть до вмешательства третьих государств, был созван сейм, на котором была провозглашена первая конституция Норвегии и создан Парламент. Король Швеции Карл XIII, правивший в то время Швецией, вынужден был подписать присягу управлять Норвегией сообразно её конституции.
Но не надо думать, что на этом злоключения норвежцев  закончились - в течение нескольких десятилетий продолжались политические войны за самостоятельность, закончившиеся 7 июня 1905 года, когда Норвегия окончательно расторгла унию с Швецией и стала самостоятельным государством.

Идея строительства новой ратуши возникла сразу после  разрыва унии со Швецией - ратуша должна была стать монументом независимости страны.
На берегу Ослофьорда были снесен район трущоб рядом с гаванью, но строительство откладывалось многие годы - войны и экономические неурядицы не позволяли начать столь масштабный проект. Наконец, в 1931 году в основание королём Хоконом VII был заложен первый камень и строительство было начато. Однако окончательно оно завершилось после окончания Второй мировой войны, в 1950 году.

Парадный вход в Ратушу находится на площади Фритьофа Нансена. Часы на фасаде, каждый час отмечающие боем множества колоколов. Тяжёлые двери  украшены ажурными деревянным панелями и фигурами викингов.



  

Здание монументально не только снаружи. Войдя внутрь, сразу попадаешь в огромный зал с стенами, расписанными фресками.





Именно в этом зале ежегодно, 10 декабря, в годовщину смерти Альфреда Нобеля, вручается Нобелевская премия мира.


На втором этаже располагаются многочисленные торжественные залы так же украшенные монументальной настенной росписью, рассказывающей о жизни норвежцев.











В большинстве залов расписаны не только стены, но и потолки. Декорирование помещений было выполнено выдающимся норвежским художникам.




Эти залы несут не только декоративную функцию. В каждом из них во время работы Городского парламента заседают представители депутатских фракций.
И вся мебель, которая находится в залах и холлах, используется во время этих заседаний.
Например, голубые стулья предназначены для членов королевской семьи и нобелевских лауреатов мира.





Зал бракосочетаний декорировал Эдвард Мунк, и его картина украшает одну из стен.



В этом круглом зале проходят заседания городского парламента. Не часто - 15 раз в год.


Здесь во время заседаний муниципалитета сидит мэр, избираемый членами парламента, и сами члены парламента.
Всё время,  за исключением дней заседаний и дней официальных торжеств, первый и второй этажи Ратуши находится   практически в полном распоряжении посетителей.




Однако, есть помещения, которые можно увидеть лишь через щёлку в занавесях. Эти залы, а так же помещения муниципалитета, располагающиеся в двух шестидесятиметровых башнях Ратуши, для туристов недоступны.




Из окон Ратуши открывается панорама на просторы Ослофьорда и набережную.



Посмотрите, сколько внизу скульптур! А сколько во всём Осло скульптур! Я не видела ещё города, в котором было бы сконцентрировано столько различных скульптур сразу.
Вот сейчас выйдем из Ратуши, перекусим в кафе, выпьем для бодрости духа крепкого норвежского кофе и пойдём гулять по городу дальше.



(продолжение следует http://moltshun.livejournal.com/143498.html )

Норвегия, Осло, путешествия-впечатления, Скандинавия, jazz tour

Previous post Next post
Up