А вот и Эйдфьорд виден, и знаменитый местный отель Ворингсфосс на берегу. Сейчас пришвартуемся и в темпе вальса на автобус.
Времени на осмотр городка у нас нет. Жёсткое расписание туристических рейсовых автобусов велит нам немедленно продолжить путь. Наша следующая цель - природный центр Хардангервидда, а затем - водопад Ворингфоссен.
И мы вновь в автобусе и опять по серпантину едем мимо сказочной красоты водопадов,
мимо неприступных каменных стен, поросших густым хвойным и буковым лесом,
у подножья которых уютно расположились кемпинги.
Миновав несколько тоннелей, перевалов, водопадов, речек, хуторов и пару скоротечных дождей, доехали до Центра Хардангервидда.
И всё-таки норвежцы очень любят воду и совсем без неё не могут. Вроде бы вокруг столько рек, озёр, водопадов, дождь регулярно идёт, ан нет, обязательно добавят от себя что-нибудь символическое!
Вот эта монолитная грубо отёсанная стела из чёрного гранита у входа в природный центр стекающими по ней потоками воды символизирует собой горы, горные реки и водопады, а проще говоря - природу Норвегии. А звук шуршащей о неровные каменные поверхности воды действительно такой же, как у природного водопада.
Одновременно с нами к Центру подъехало ещё два автобуса, и внезапно возникло небольшое столпотворение - из одного из автобусов вывалилось человек 10 граждан среднего школьного возраста, от чего стало очень тесно. Мы подождали, пока наиболее подвижные туристы переместятся к музейной экспозиции и аквариумам, и быстренько нырнули в кинозал, чтобы посмотреть наконец упоминаемый во всех рекламных брошюрах и на всех туристических сайтах фильм о природе Норвегии.
Фильм Иво Каприно, демонстрируемый на пяти экранах, фантастическим образом вытягивает зрителя из кресла и дарит ему необыкновенное ощущение свободного и стремительного полёта. Ты видишь раскинувшего крылья орлана, парящего над лесистыми склонами и глубокими ущельями, ледниками и озёрами, и вот ты уже сам, ка мощная птица, что летит туда, куда ей вздумается. И дух захватывает, когда камера резко уходит вниз вместе с падающей с отвесного обрыва водой.
Но фильм этот имеет смысл смотреть только на панорамном экране, потому что плоский экран монитора не в состоянии передать ни объём, ни движение; именно поэтому меня очень удивило, когда кто-то из зрителей начал исподтишка снимать на камеру экраны во время показа. Ведь эта частичная копия никогда не передаст феномен присутствия, который возникает у всех, кто сидел в кинозале.
Но Бог с ними, любителями иззакресельной съёмки.
Когда фильм закончился, мы осмотрели музей с экспозиций представителей животного мира фьордов - аквариумы с водными обитателями и чучела животных и птиц, обитающих в горах и лесах, и отправились на обед в здание, располагающееся напротив.
Там же, напротив Центра, в деревянной пристройке с пологой крышей, поросшей газонной травкой, находятся сувенирные магазинчики, где мы прикупили немного всякой ценной мелочёвки типа пары бейсболок с норвежским флагом, кухонных таймеров в виде норвежского лося с флажком и всякие разные магнитики на холодильник (дурацкая привычка, но ничего с собой поделать не могу), оттуда же на память сделано и фото из отдела меховых изделий, где любой желающий мог приобрести что-нибудь зимнее и мохнатое и пару отличных ветвистых оленьих рогов, которые полностью в кадр, к сожалению, не попали
Кстати, о пологой крыше и газонной травке. Пока мы не уехали к водопаду, присмотритесь повнимательнее, и вы увидите местных обитателей, попадающихся практически на всех фотографиях из природного центра Хардангревидда.
Ну, а теперь вперёд, к главному природному аттракциону этой поездки - к водопаду Ворингфоссен.
Всего через 20 минут автобус подвёз нас к отелю Фоссли, от которого по каменистой тропе можно подойти к верхней смотровой площадке.
Водопад Ворингфоссен самый высокий в Норвегии. Он низвергается с высоты 182 метра, при этом 145 метров составляет участок свободного падения воды.
О водопаде Ворингфоссен до 1821 года никто, кроме местных жителей, не знал, пока норвежский профессор Кристофер Хансен,, проводивший в горах Хардангервидда астрономические наблюдения, не описал его. Интересно, что он и измерил первым высоту этого водопада, бросая с обрыва камни и отмечая по своим карманным часам время их падения.
Но памятная стела на тропе, ведущей к смотровой площадке, посвящена вовсе не профессору Хансену, а некому Карену Ола, который решил в 1880 году построить рядом с водопадом гостиницу для туристов. Дорог тогда здесь не было, поэтому все материалы для строительства из Эйдфьорда на вершину горы доставлялись горными тропами на лошадях. И только к 1891 году, когда была построена железная дорога в долине и прорублены тоннели, строительство отеля было завершено.
Начиная с 1990 года в Эйдфьорд стали регулярно заходить круизные лайнеры, и туристов из Эйдфьорда доставляли к водопаду в два этапа: сначала по железной дороге, а затем верхом на лошадях.
Интересно, что первыми туристами, посетившими Ворингфоссен были англичане. В конце 19 и начале 20 века они были самой путешествующей нацией в мире. Сейчас их место заняли немцы, которые также охотно исповедуют все виды туризма, включая природный и экологический.
А вот и верхняя смотровая площадка, с которой открываются роскошные виды на плато, водопад и ущелье, по которому течёт бурная речка Бьорея, принимающая в себя воды Ворингфоссен.
Но, к сожалению, захватить в кадр водопад целиком со смотровой площадки невозможно. Поэтому, несмотря на ограждения и предупреждающие надписи и знаки, жадные до фотографий туристы, рискуя жизнью, идут к обрыву.
Шум падающей воды стоит над ущельем. На дне ущелья, где вода разбивается о камни, повисло водяное облако. Жаль, что солнце всё время пряталось за облака, потому что те, кому повезёт побывать у Ворингфлоссен в ясный солнечный день, обязательно увидят радугу над белым потоком воды.
Click to view
Всех склоны вокруг заросли каменными берёзами - кривыми,с мелкими круглыми листочками и поросшие лишайником.
Под ногами, среди травы и папоротника, попадаются ещё уцелевшие ягоды черники, а из цветов всё тот же иван-чай - на севере высокогорье начинается не так уж и высоко.
Ну вот, теперь можно и в автобус и обратно к фьорду, где нас дожидается катер.
Да-да, тот самый, с той же самой командой. Как так получилось, не знаю, но от Эйдфьорда до Норхаймзунда мы шли на том же катере, что и из Ульвика в Эйдфьорд.
А впрочем чему здесь удивляться, если весь маршрут выверен до миллиметра, до минуты - всё как по часам.
Вот такой портрет прадедушки нынешнего Ворингена (так зовут наш катер) висел внутри, на пассажирской крытой палубе.
И, честно говоря, весь путь до Норхаймзунда мы просидели там, под крышей, вытянув ноги и откинувшись в мягких креслах. Кто-то дремал, кто-то ещё мог смотреть по сторонам, кто-то слушал рассказ о том, что мы в данный момент миновали по левому или правому борту - трансляция по корабельному радио шла, если я не ошибаюсь на 7 языках, включая китайский, японский и корейский.
А потом мы опять ехали на автобусе в Берген.
И мы приехали в Берген на автовокзал, добрели до гостиницы и уже никуда не пошли.
Устали.
Назавтра нам предстояло 17 часовое путешествие в Осло. Надо было отдохнуть.
(продолжение следует
http://moltshun.livejournal.com/141408.html )