из номера "Талант": ПРИХОДИТЕ В ОДЕЖДЕ БЕЗ ПУГОВИЦ

Jul 25, 2008 12:24

Автор: Унку Екатерина, «Молодая Русь»



Смотрю в окно: ясный зимний день, солнце играет… Святки! Пальцы набирают знакомый номер. Волнуюсь.
Выдаю скороговоркой:
- Здравствуйте, Любовь Васильевна. Это Екатерина из «Молодой Руси», можно завтра прийти к детям? С Рождеством хотим поздравить.
- Да, конечно, приходите. Дети всегда вас ждут.
И опять тереблю телефон, снова сыплются SMSки
- Да, да! Завтра, центр зала, «Проспект Вернадского», встречаемся в 13.30! Сладкое? Да, возьмите!



Воскресенье. Уже в 13.20 на «Проспекте Вернадского» меня ждут 15 человек?. Не верю своим глазам! За три года никогда еще не приезжало столько ребят. А вот и новенькие…
- А вас как зовут?
- Алена, - тихо отвечает незнакомая девушка.
- Учитесь, работаете?
- Учусь на юриста, третий курс. Вот, подумали с подругой Машей... и решились приехать.
- Молодцы, что решились! - подбадриваю девчонок. - Здорово, что сегодня нас так много!
По пути репетируем - поем рождественские колядки. Прохожие улыбаются. И вот показалось белое здание - детский дом. У ворот вижу маленькую фигурку в смешной красной шапке: топчется возле входа, вдруг замирает на секунду, и бросается к нам.
- А мы вас ждали! - это девятилетняя Анечка, с широкой улыбкой и большими серыми глазами. Стискивает мою руку, прижимает к себе замерзшими пальчиками.
- Почему без варежек?
Анюта ничего не отвечает, только смотрит на нас влюбленными глазами.



Поднимаемся на 4-й этаж к пятиклассникам.
Из дальней комнаты мчится Таня и бросается мне на шею, спешит с объятиями Надя:
- Мы вас видели в окно!
- А знаете, что сказала Ольга Анатольевна? Если мы будем послушными и хорошими, то вы приедете!
- Видите, какие у меня колготки новые? - это уже Рита изо всех сил пытается завладеть моим вниманием.
- Вы к нам все приехали? Все? - тревожно допытывается Давид.

Все марусисты (как мы называем участников нашего объединения) атакованы. На Вадиме висят Паша с Людой, Коле Маша и Игорь показывают свои поделки, Настя ревниво держит за руку ту самую новенькую - Алену, тараторит ей новогодний стих.

Аня с Надей и Любой быстро утягивают меня к себе в комнату.
- А можно мы покажем тебе нашу сценку?
- Конечно, начинайте.
Сценка оказывается мешаниной из диснеевских мультфильмов. Девочки очень стараются рассмешить меня, повторяя заученные фразы, но мне почему-то не смешно. Вспоминая сценки, которые когда-то разучивала в школе, глажу милые головки.
- Спасибо, девочки. А про Дюймовочку сценку поставить не хотите?
Они, раскрасневшись, обступают меня:
- Про Дюймовочку? Хочу. Я буду Дюймовочкой, можно? - тут же отзывается Аня.
- Я тоже буду Дюймовочкой! - заявляет Надя, но уже не так уверенно.
- Давай сделаем Дюймовочку! - умоляет Люба.
Тут я понимаю свою ошибку. Они готовы репетировать, они хотят, но только со мной. У одних ведь не получится… А у меня бесконечные лекции… Вздыхаю и думаю: как же совместить свой универ с Дюймовочкой?



В игровой малыши все продолжают выстраиваться в очередь желающих показать свои таланты. Вдруг слышу крики мальчишек-пятиклассников:
- Уйди, урод, чего пришел! Уйди, дурак, ты и двух слов не свяжешь!
Они отпихивают и толкают бледного худого мальчика.
- Пустите! - сквозь слезы просит Игорь, отмахиваясь от них. - Пусти!
- Проваливай, урод! - не унимаются ребята. Смех и крики становятся громче. Я бросаюсь к мальчику на помощь, но Игорь расплакался и убежал в столовую. Порываюсь пойти за ним, чтобы успокоить, но меня удерживает воспитательница:
- Сейчас он сам успокоится и придет. У Игоря эпилепсия, он очень возбудимый. Сейчас, если его уговаривать начнут, еще больше разрыдается, не успокоишь потом… Надо подождать. А с ребятами я поговорю, все время его доводят.
Господи, сколько же раз в день ему приходится терпеть такие обиды! Подошедшую Ксюшу я слушаю невнимательно - все смотрю на дверь в темную столовую: за дверью, скорчившись в углу, на холодном полу громко плачет десятилетний Игорь. Он знает, что за ним никто не придет. Мальчик сам должен найти в себе силы успокоиться и вернуться в комнату, где весело смеются и бегают все остальные.



- У нас появился новый спонсор, такой замечательный! Задарил детей, - с улыбкой сообщает мне воспитательница Ольга Анатольевна. - Одни раскраски чего стоят, с наклейками, переливаются так, красота…
На полу много разбросанных дорогих игрушек, конструктор, паззлы, альбомы. На полке - стопка новеньких развивающих книг и альбомов. Тут же на ковре семилетняя Алена сосредоточенно отковыривает со страницы наклейку - яркую бабочку.
- Ален, ты зачем ее так отрываешь? Она порвется. Я сажусь рядом. - Надо по пунктиру сначала, видишь?
- Как?
- Вот так.
Показываю. Алена завороженно следит за моими действиями.
- А теперь как?
- А теперь сюда наклеить. Тут написано задание, - я читаю его вслух.
Алена в восторге. К нам пристраиваются Настя, Миша и Юля - все тащат свои раскраски, пособия, и главный их вопрос: «Это как?»
Как сделать, где вырезать, куда наклеить и что получится…
- Миша, ну вырежи и приклей эту тыкву сам, - прошу я, пытаясь объяснить Насте, как правильно раскрасить кота.
- Я не умею.
- Так. Давай учиться вместе. Это очень просто, Миш…
- Я правильно наклеила, да?
- А помогите мне сюда этот листик вставить.
- Тут что написано?
Дети все несут и несут книжки, забыв про свой любимый телевизор, пульт от которого теперь сиротливо лежит под шкафом. Оказывается, раскраски и книжки - это так интересно, когда есть рядом тот, кто может просто чуть-чуть объяснить, что к чему. И показать всего один раз - детдомовские дети схватывают на лету то, что им интересно, понимая, что второго раза может не быть.
…Они раскрашивают, клеят и вырезают, забыв все на свете. Сопят носы, скрипят карандаши и фломастеры.
Алена только сегодня поняла, как нужно правильно раскрашивать фломастерами, до этого она просто закрашивала картинку точечно и долго - по одному участку, до дырки…



Чуть позже разговариваем с воспитательницей о детях.
- Вам, наверное, не хватает педагогов?
- Нет, педагоги у нас есть, и хорошие! Но, посудите сами, детей у нас много, и дети сложные, все нуждаются в повышенном внимании, ласке, любви. Мама им нужна, а где ее возьмешь? Общение нужно… Спасибо вам, что вы приезжаете. Дети просто оживают, когда к ним приходят. Ну, сами видите, чего говорить?

- Пойдемте смотреть фильм про Рождество! - зову я девочек.
- Какой?
Хитро отвечаю:
- Сейчас увидим…
Усаживаемся на большой коричневый диван. Детки запрыгивают к нам на колени, обнимают, прижимаются к груди.
Все для них ново, необычайно! Детским открытым сердцам с первых минут просмотра передается добрый сказочный дух таинственной ночи великого праздника. Дети замирают в ожидании, их глаза постоянно спрашивают: «Что? Что же будет с маленьким мальчиком, который не испугался и вышел холодной зимней ночью на балкон, чтобы своими глазами взглянуть на рождественскую звезду, о которой ему часто рассказывали взрослые? Что же с ним будет, ведь врач сказал, что уже не в силах помочь?» И все они так искренне счастливы, когда малыш выздоравливает по горячим молитвам отца!

- А что это за праздник такой - Рождество Христово? - громко спрашиваю после фильма. - Ну-ка, кто ответит? Где и для чего родился Христос?
- В Вифлееме, - выкрикивает Надя.
На вторую часть вопроса правильно ответить не удается никому. Мы рассказываем. И снова я спрашиваю, дети путаются, отвечая, но стараются изо всех сил.
«Рождественские» вопросы закончились.
- А что вы знаете о Пасхе?
- Христос воскресе! - порадовала Люба.
- Скажите мне, а какое событие связано с Чистым четвергом? - - В Чистый четверг надо мыться! - вспоминает Вася.
- А почему последняя неделя Великого поста называется Страстной?
Давид напрягает свою фантазию и выдает:
- Потому что Христу по ночам снились страсти-мордасти!
А Ира неожиданно подает голосок:
- А вы про Рождество еще будете спрашивать? А то я знаю, как зовут Маму Христа!



Когда мы спускаемся с детьми в столовую, там нас уже ждут выспавшиеся после тихого часа малыши из первых, вторых и третьих классов. Мы рассаживаемся по скамейкам. Марусисты, соорудив бумажный вертеп, зажгли в нем свечу и разыгрывают по ролям рождественский сюжет. Детки сидят тихо-тихо, всматриваясь в красиво разрисованных кукол.
- А почему Ирод такой злой, зачем он убил всех детей? - недоумевая, печально спрашивает потом Вася.
После представления начинается всеобщее веселье - мы рассказываем стихи, смешим детей, поем и играем на гитаре и балалайке. Дети тоже хотят принять участие и спешно выстраиваются в длинную очередь.
- А можно я? А можно я? - волнуется Вася.
- Чего ты, Васенька, хочешь?
- Можно я расскажу стишок?
- Про зайчика и шишку на елке? - спрашиваю устало.
- Да! - радостно подтверждает Вася.
И я слушаю про зайчика и шишку в четвертый раз.



- Ой, кто пришел!
- С Рождеством!
- Давно не виделись… Юля, как ты изменилась, похорошела!
Смущенные улыбчивые лица, раскрасневшиеся с мороза щеки - это выпускницы детского дома, наши старые знакомые. Теперь эти девушки - вольные птицы, - живут в общежитии, учатся на поваров и дизайнеров, некоторые мечтают поступить в институт. Время от времени они забегают проведать бывших воспитателей. Сидим, расспрашиваем.

- А почему ты, Римма, хочешь быть поваром?
- Я очень люблю готовить!
- Тут ведь всегда повара вам все делали, где же ты успела полюбить готовить?
- У Наташи из «Молодой Руси». Два года назад Наташа взяла меня к себе домой на выходные. Мы приехали домой к ней, а у нее такая большая семья - трое детей! Я так удивилась: она такая молодая - и все успевает, и готовит вкусно, и с детьми тоже… Я тогда первый раз пошла с ней в магазин и с тех пор не боюсь магазинов, а раньше боялась. Мне всегда казалось, что если я приду в магазин, то что-нибудь не так сделаю. Особенно в супермаркете. А потом этот страх прошел. Наташа научила меня варить борщ, вкусный такой! Теперь я тоже буду уметь вкусно готовить, буду поваром, и будет у меня тоже трое, нет, четверо детей и муж, как у Наташи, такой же добрый! А еще Наташа водила меня на бал, который проходил в «Молодой Руси». Я первый раз тогда танцевала с мальчиком, красивым таким. Мы все кружились и кружились в вальсе. Я иногда по вечерам у себя в комнате тоже кружусь, чтоб не забыть танца. Все кружусь и кружусь… - засветилась лучезарной улыбкой Римма.
…Мы долго болтаем с выпускницами. Они, торопясь, все рассказывают и рассказывают, словно боясь не успеть.



Напоследок мы поем украинские колядки, которые так долго и упорно разучивали.
- А за цi колядки - дайте шоколадки! Радуйся, ой, радуйся, земле, Сын Божий народывся!
Ни разу еще я не видела, чтобы малыши, застыв с широко открытыми глазами и ртами, так внимали каждому малознакомому слову.
А теперь - праздничная трапеза. Малыши сами помогают накрывать на стол. Помолившись детско-взрослым дружным хором, мы садимся за стол. Детки с любопытством распаковывают наши подарки, ахают, восторгаются.
Но главное счастье для любого малыша - это возможность поухаживать и позаботиться о своем взрослом друге. Надя ставит передо мной чашку чая и предлагает конфеты из общей тарелки, приговаривая:
- И эту возьмите, очень вкусно! А вот с орехом попробуйте! А вафлю вы чего не едите?
Такую же гору конфет выкладывает и Вася перед Иваном. Ко мне подбегает белокурый Илюша из шестого класса и неожиданно просит:
- Сводите меня в храм!
- А ты уже бывал в храме?
- Да, меня водили ваши девочки - Аня и Юля. И брали в воскресную школу! Мне так понравилось!
- Хорошо. Обещаю, что отведем тебя в храм.
- Но я некрещеный, - печально и робко признается Илья, и с жаром добавляет: «А вы можете меня покрестить? Пожалуйста, ну пожалуйста, покрестите меня…»
- Конечно, конечно, Илюш, не переживай! Поговорим с батюшкой, он тебя окрестит. А пока готовься - не обижай никого, не дерись…

В столовой - несмолкающий галдеж. Никогда мне еще не было так приятно слушать крики, смех и болтовню одновременно! Дети вертят в руках балалайку, пытаясь на ней играть. Олег из пятого класса щеголяет по столовой в куртке нашего балалаечника. Кто-то играет в салочки, кто-то - в ручеек. Не слышно ссор, только добрый детский смех.
Когда наш Дима собирается уходить, несколько пятиклассников повисают на его шее. Хотят повалить на землю, но Дима вырывается и зайцем скачет по двору к выходу. Не тут-то было! Когда его силы уже на исходе, у малышей они только прибавляются. Не знаю, чем все закончилось, но только Дима потом, при встрече, заметил: «В детский дом нужно ходить в одежде без пуговиц».



…Хрустим рождественским снегом. Идем к метро молча, в тишине, переживая в душе сегодняшний день. Кажется, все получилось. Господи, как славно передать этим деткам ту радость, которою Ты наградил нас, пришедших к Тебе в Твой праздник!.. Я очень устала, и нет сил открыть тетрадь с лекциями и начать что-то учить. Но сегодня я в очередной раз поняла, что нет большего счастья и радости, чем сделать кого-то счастливым…


дд, наследник, черемушки

Previous post Next post
Up