we don't need no education

May 15, 2012 13:39

Мне кажется, дедлайны и проверки скорее анти-мотивируют. Мотивирует свобода и желание донести свои идеи. Причём, один и тот же замысел, закованный в рамки или существующий сам по себе, может быть в тягость или в радость соответственно. В первом случае, как бы хороша идея ни была, временная несвобода и обязательное заключение её в строго предписанную форму превращает её в тяжёлый груз, притягивающий к земле, который таскаешь с собой до последнего и, избавившись от него, облегчённо вздыхаешь и стараешься забыть о нём навсегда. Чаще всего такому повороту событий способствуют сопутствующие факторы - такие же грузики, которыми ты обвешан, как новогодняя ёлка.
Именно поэтому, кажется, когда нужно писать диплом - я учу португальский. Когда нужно учить португальский - я читаю книги по общему языкознанию. Когда нужно готовиться к экзаменам по общему языкознанию - я пишу диплом. И так далее, и так далее. Добавим к этому вновь проснувшуюся страсть к художественной литературе, страсть или потребность - трудно сказать - это когда не можешь заснуть, не прочитав пары страниц хоть какой-нибудь, пусть самой дрянной (в рамках приличий) книжки. Как у Моэма: "Давайте признаемся, что мы так же не можем без книги, как иные без опия, - кому из нашей братии неведомы беспокойство, чувство тревоги и раздражительность, когда приходится подолгу обходиться без чтения, и вздох облегчения, что исторгает из груди вид странички печатного текста?" Добавим также мою несостоявшуюся тягу к музицированию (дома имеется электрогитара, бас-гитара, аккордеон и металлофон - ни на одном из этих инструментов я играть не умею, как впрочем и на любом другом), пению и рисованию. Периодически я представляю себя в роли переводчика (рассказы Тэффи, субтитры к фильму "Покровские ворота" - всё не окончено, я бы сказала, едва начато), преподавателя, редактора. Не говоря уже о таких праздных излишествах, как длительные пешие прогулки, поездки за город и за границу, походы в музеи, театры, кино и кафе.
Когда-то мне очень понравился термин "структурированная прокрастинация", об этом можно почитать здесь: www.structuredprocrastination.com/
Но сейчас эта штука не работает, поскольку поджимают крайние сроки.
Всё это я к чему? К тому, что то ли со мной что-то не так, то ли с системой образования. А вообще я склонна думать, что европейский образ жизни всё-таки развращает. Посмотрите на студентов: в первую очередь, сколько им лет? Вспоминаю эпизод с курсов португальского языка. Урок первый: знакомство. "Chamo-me Ali, tenho vinte e três." "Chamo-me Christine, tenho vinte e quatro." "Chamo-me Max, tenho vinte e nove." "Chamo-me Sabine, tenho vinte e dois." "Chamo-me Anastasia, tenho dezanove." В девятнадцать лет быть на третьем курсе - для них это что-то за гранью разумного. Далее, сама система. Что для нас, ещё только новичков болонского процесса, бакалавриат? До третьего курса - никаких поблажек, угроза вылететь нависает чёрной тучей. Затем - небольшое послабление, но всё же, всё же, всё же. Учатся российские студенты в бакалавриате, в магистратуре же можно позволить себе немного расслабиться, появляется больше свободного времени, работа, а тут и замуж выходить пора, семью заводить. Там же, наоборот, бакалавриат - это словно продолжение школы. Это несерьёзно. Настоящая учёба начинается в магистратуре и продолжается в аспирантуре. Какая из этих стратегий правильна - я не знаю. Да и правильна ли какая-то из них? Мне только кажется, что этот переход к формально европейской системе заварил у нас в головах какую-то кашу, гремучую смесь из западных новшеств, собственных идей и сохранившихся ещё советских условностей. Как безболезненно сочетать эти три компонента, да так, чтобы на прочие стремления хватало сил, времени и желания - вопрос, который мучает меня давно, да сформулировать его, пусть в такой развёрнуто-запутанной форме, удалось только сейчас.
Previous post Next post
Up