Я далек от того, чтобы идеализировать ополченцев или демонизировать украинских военнослужащих. Вся бурлящая в интернете ненависть - это ненависть диванная. На войне практически все солдаты не руководствуются ненавистью к противнику. Особенно во время боя. Скажу больше, 99,9% солдат не ставят своей целью убить как можно больше врагов. Все, что делает боец, направлено на решение одной задачи - выжить. Для этого нужно стрелять "вон туда", чтобы не давать возможность тем, кто "вон там" стрелять по тебе прицельно. Все остальное, включая пропаганду и воинскую дисциплину нужны лишь для одного - чтобы солдат не ушел с поля боя со словами: "да пошли вы все в ж..." Как только у бойцов появляется фанатизм и ненависть к врагу (а противнику нужно очень постараться для этого), они способны творить чудеса на поле боя. Но это редкость. Солдат по умолчанию больше заинтересован в своей жизни, чем в смерти врага. Спросите любого ветерана Великой Отечественной войны об уровне его энтузиазма, когда командир поднимал его в атаку. Любой солдат предпочтет взаимные вялые перестрелки из окопов наступательным действиям.
Никто не хочет воевать. Военный энтузиазм присутствует только у тех, кто далеко от окопов и блиндажей. Поэтому пламенные речи о том, что мы тут воюем за "правое дело" на бойцов слабо действуют. Они редко сталкиваются с противником лицом к лицу и просто знают, что для того, чтобы выжить, нужно стрелять. Не убивать, а просто стрелять в направлении противника. Если они кого и ненавидят реально, то тех "мудаков, которые не смогли договориться миром". Впрочем, если противник начнет переходить границы (убивать мирных жителей, пытать пленных и прочие "прелести", направленные на то, чтобы внушить врагу чувство страха), то ненависть к себе он сформирует довольно быстро. Потому что ненависть - это производная страха.
Среди каждой стороны найдутся те, кто начинает избивать пленных, унижать их и запугивать. Или отыгрываться на мирных жителях. В большинстве случаев - это трусы. Бывают, конечно, психи - патологические садисты, но подавляющее большинство - обычные трусы. Ненависть позволяет локализовать страх. Поэтому, когда отморозки из "Исламского государства" отрезают головы пленным, глумятся над трупами, они делают это из страха и порождают страх и ненависть к себе. Соответственно, вряд ли они могут рассчитывать на милосердие противника. Таким образом создается непримиримость - никто из этого сброда не сможет уже сдаться в плен, значит будет воевать до последнего. Это и нужно главарям "Исламского государства".
Поэтому повторюсь, я не считаю украинских солдат карателями (за исключением банд "Нацгвардии", сформированных из отмороженных радикалов). И когда, кто-то на видеозаписи начинает стыдить пленного и рассказывать, что он ведет неправедную войну, я раздражаюсь. Любой нормальный солдат ведет войну за свою жизнь и только. А пропаганда нужна, чтобы объяснять народу, что этот солдат воюет за "великие цели". Добровольцы, которые рвутся на войну, после первого же боя расстаются с иллюзиями и больше всего хотят домой к маме. Солдат не идет в бой по своей воле. Солдат не хочет воевать. Процент фанатиков очень мал. Поэтому я против гражданской войны на Украине. Поэтому я не осуждаю никого из тех, кто на поле боя, кроме отморозков. Поэтому сочувствую бойцам обоих сторон.
И украинские "патриоты", с пеной у рта доказывающие в комментариях, что они правы, а все остальные имперцы, ватники и террористы, представляют собой жалкое зрелище. Потому что именно Россия добилась какого-никакого, но перемирия на Украине. Именно Россия требовала остановить гражданскую войну. И с самого начала призывала к диалогу. Та, страна, которая якобы виновата во всех бедах Украины. Отвлекитесь от пропаганды и подумайте о тех, кто под обстрелами и бомбежками. Они не хотят войны. Войны хотят те, кто никогда сам не пойдет воевать. Из трусости. Поэтому в них столько ненависти, которая, как я уже говорил, есть производная страха. Они, выплескивая свою ненависть в комментариях, видят в себе пламенных патриотов. Я вижу трусов.