Яблочный Спас и день рождения Мориса Барреса (1862-1923) - классика французской литературы и политической мысли.
Кто такой Баррес?
Романист, эссеист, политический публицист. Эстет, индивидуалист, почти декадент. Денди, щеголь, кумир и властитель дум нескольких поколений молодежи, прозванный "князем юности". Реваншист и националист, но без ксенофобских крайностей, присущих его друзьям Полю Деруледу и Шарлю Моррасу. Патриот Франции и своей родной Лотарингии, считавший, что Лотарингия - не столько часть Франции, но самобытное пограничье между французским и германским мирами. Католик, признававший очарование языческих "божеств земли". Традиционалист, не чуждый влияния социалистических идей (за что его посмертно объявили предтечей фашизма, если не нацизма). Республиканец авторитарного, "бонапартистского" толка. Политик, причастный к ключевым событиям эпохи - буланжистскому движению (буланжист), разоблачению "панамской аферы", "делу Дрейфуса" (антидрейфусар), "священному союзу" в годы Первой мировой войны, осуждению экс-премьера Жозефа Кайо и министра внутренних дел Луи Мальви "за связь с врагом", попыткам Франции поставить под контроль и даже отторгнуть у Германии западный берег Рейна после Первой мировой. Друг реваншиста Раймона Пуанкаре и символиста Жана Мореаса. Депутат и академик. Последний писатель и первый националист, которому французское правительство устроило государственные похороны.
Политик-денди. Эстет-националист: может, лучше национал-эстет? Даже для Франции явление нечастое, а для России и вовсе небывалое.
В России Баррес известен незаслуженно мало. Переведены всего две его книги, причем случайные - комедия "Парламентская клоака" (1894; пер. 1895) и роман "Сад на берегу Оронта" (1921; пер. 1923). Обе не переиздавались и весьма редки (у меня нет).
Морис Баррес - один из героев моего исследования по истории французского национализма конца XIX и первой половины ХХ века. В ближайшее время на сайте www.politconservatism.ru выходит большая статья о нем и о Моррасе, но это лишь начало разговора. Книгам Барреса и о Барресе из моего собрания будет посвящена статья в следующем, 13-м томе альманаха "Библиофилы России", который появится в будущем году.
Оригинального портрета Барреса у меня пока нет (а неоригинальных и так полно в сети). А вот несколько его автографов.
"О крови, сладострастии и смерти" (1921; первое изд. 1894). Сборник декадентской прозы и эссеистики, напоминающей (на мой вкус) Жоржа Роденбаха и Марселя Швоба. Очень хороши в нем очерки об Италии, остальное понравилось меньше (как раз сегодня закончил читать). Адресат надписи - Фернан Бальденсперже (1871-1958), земляк и профессор-филолог.
"Заглядывая вглубь разломов (трещин)" (1917) - сборник статей против Кайо и Мальви как "пораженцев" и "немецких агентов". Адресат надписи - Адольф Ретте (1863-1930), в молодости поэт-символист (о нем есть в "Книге масок" Реми де Гурмона), затем журналист, католик и анархист.
"Речь в Меце" (1911) перед местной франкофонной интеллигенцией. Адресат надписи - Роже Зорг, "сын эльзасца", литератор, писавший о Ронсаре и подготовивший несколько посмертных изданий сочинений самого Барреса.
На сегодня пока все ))))