Вчера в университете Такусёку был интересный доклад президента Тосио Ватанабэ о проблемах исторического сознания японцев в послевоенный период.
Кто имел счастье читать Ватанабэ, знает, какой он умница. А кто имел счастье слушать - еще и какой он блестящий лектор (что для японца совсем не характерно).
Доклад был очень информативный, поэтому остановлюсь на главном тезисе.
Болевые точки исторического сознания современных японцев - made in Japan (Ватанабэ употребил именно это выражение).
Основные темы, связанные с Второй мировой войной в Азии, по которым соседние страны жестко критикуют Японию: "женщины комфорта", паломничества премьеров в храм Ясукуни, освещение войны в учебниках истории - приобрели характер болезненных международных проблем только в 1980-е годы. Во всех трех случаях интенсивное обсуждение этих проблем за пределами Японии было спровоцировано публикациями леволиберальной газеты "Асахи" (добавлю, то же самое произошло в 1970-е годы с "Нанкинской резней"). Публикации "Асахи" предшествовали критике Японии по данным вопросам со стороны других стран и использовались в антияпонской пропаганде, особенно в Китае, обеих Кореях и в США.
Иными словами (это я от себя), если бы в Японии действовал закон об уголовной ответственности за антияпонскую пропаганду, многие господа (или товарищи) из "Асахи" уже стали бы гражданами.
Во время дискуссии по докладу я отметил следующее.
В основе позиции "Асахи" относительно прошлого Японии лежит "взгляд на историю согласно Токийскому процессу" (Токио сайбан рэкисикан), а он совсем не made in Japan.
В первые 15 послевоенных лет в японском высшем образовании по "общественным наукам" безраздельно господствовали марксисты (включая коммунистов). В следующие лет 10-15 их влияние оставалось очень сильным. Ватанабэ как раз говорил об этом на основании личного опыта (он 1939 года рождения и учился в Кэйо в конце 50-х и начале 60-х).
Марксисты-коммунисты внушали студентам "взгляд на историю согласно Токийскому процессу". Студенты потом составили основу леволиберального мейнстрима, рупором которого была и остается "Асахи". Так что преемственность налицо и влияние идей пятидесятых годов оказалось широким и продолжительным.
Ватанабэ ответил, что согласен со мной.
Мое отношение к Токийскому процессу хорошо известно))) Кстати, в середине августа об этом будет моя очередная колонка на nippon.com