Удивляющий читателя конец Деяний

Aug 06, 2020 21:22

Конец Деяний

Там есть разговор с иудеями - и кесарь (весь мир). Весь Лука тут.

За надежду Израиля
Иудеям он говорит самое важное (что Лк нам втолковывает с первых глав своего Евангелия): за надежду Израиля обложен я этой цепью…

Любопытно: Лк писал до разгрома Иерусалима или (как считает большинство) после? Что он думал об Израиле? Там слишком много интересного, включая цитату. Про суд Нового Исхода.
Как минимум, в конце Лк снова говорит: Павел живет исполнением упований Израиля. В самом центре истории Израиля (и истории, рассказанной в ВЗ) стоит убитый и воскресший Мессия, у которого есть глашатай Павел.

Загадка конца
Ну вот, и вот совсем конец - два последних стиха (приведу):

И прожил Павел целых два года в нанятом им самим помещении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царство Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением беспрепятственно.
В греческом те же два последних слова, что и в рус. переводе - что немаловажно.

Итак, конец нас разочаровывает и оставляет в недоумении. Хочется сказать автору:
- Что ты сделал, Лука? Ты построил наши ожидания. Стало казаться уже давно, что это биография Павла. У нас были грозные предчувствия о визите в Иерусалим и его последствиях - пророки обещали Павлу неприятности.  Суды затянулись, и мы ждем: наконец-то Павлу скажут «невиновен» (это скажет кесарь Нерон)? Или его казнят?
Лука, ты знал, чем дело кончилось? Почему тогда нам не рассказал? Или нет?
Что бы ответил Лука?

Про окончание идут споры, есть разные теории - что обрыв пленки, в том числе. Приведу свою. А пока отмечу:
- Как считает большинство, Лк писал уже после смерти Павла и знал, что дальше.
- Хуже того: он сам пишет, что Павел «прожил два полных года» в Риме в снятом жилье - он знает больше, чем говорит, ведь что-то потом изменилось?
- Все-таки эти два стиха не оборванная фраза (как У Марка 16:8).

Почему же такая концовка?

Лука это сделал нарочно
Можно спорить, но я думаю, Лука знал и про развязку тут, и про смерть Павла, но не захотел такой концовки. Завершил так, как считал нужным.
Чтобы показать: дело не совсем в Павле. Эта книга про Царство в царстве. Весть о Царстве Бога дошла до центра римского царства. Как и было сказано в интро Деяний - см. 1:8.
А вместо смерти Павла Лк счел нужным рассказать подробно о буйстве моря. И потом, пройдя через пучину, Павел делает то же, что обычно: возвещает Мессию иудеям и благовествует в империи - уже под самым носом кесаря. (Допустим, Павел прикован к солдатам, которые раз в 4 часа меняются и рассказывают о нем - и во дворце тоже.)
Два последних слова книги: «дерзновение» (прямая речь свободного человека  - сто раз тема появлялась в Деяниях) и «беспрепятственно» (после почти непреодолимых препятствий в виде моря, змеи и желающих убить его вместе с прочими узниками).
Построив наши ожидания и не выполнив их, Лк вызвал удивление (его тема) читателя и дал открытый конец. История продолжается - ее продолжаем мы - со многими скорбями и страданиями - но неостановимо.

экклезиогенный невроз, от Луки, Павел апостол

Previous post Next post
Up