враги в Псалтири

Apr 17, 2019 01:07

враги
Интрапсихическое толкование врагов возникло, наверное, от Оригена (а это школа Филона-Платона).
Враги - внутри меня, это страсти. Это классно решает все неприятные проблемы. Это метафора, Он пошутил. Младенцев о камень разбивать? Это про плохие мысли. Все тогда, проблема снята!
Но я не уверен, что это передает смысл древних авторов. А пытки?
Вот типичное православное рассуждение св.оо. По мне так это ужасающее сужение перспективы.
Оно вполне совпадает с психологизмами. Не бегство ли это от реальной реальности?

В Псалтири часто встречаются молитвы о гибели врагов. Свт. Афанасий Александрийский так объясняет это: «Поскольку Давид был пророком, его внутренние очи были отверсты, и он знал, что лукавые духи радуются о падении людей и скорбят, когда люди побеждают их. Без сомнения, против них вооружаясь мысленно, он молился об исправ­лении людей, относя к лукавым духам то, что ска­зано им о видимых врагах. Если же мы не так будем себе объяснять намерения пророков, то не только из сказанного ими не получим пользы и не научимся кротости, но наоборот - приобретем расположение духа, противное Евангелию, когда будем часто молиться о сокрушении врагов и не любить их. Потому что Давид тысячекратно говорит: да постыдятся и посрамятся все враги мои, и я да не постыжусь. Не будем же думать, что пророки и друзья Божии говорили это в ином смысле, а не как сказано выше. Тщательному исследователю прилично такое разумение, что как только находит, что пророк молится о гибели врагов, сказанное о врагах видимых должен он применять к врагам невидимым. Сверх того, подвижнику должно стараться об уразумении каждого речения».

психо-Тео, Псалмы, экзегеза

Previous post Next post
Up